Ходэри
Ходэри, Ходэри-но микото (др.-япон. элемент «хо», «огонь», «дэри» — от «тэру», «светить», «светиться»; в целом условно: «бог-светящий огонь»), в японской мифологии божество, рождённое в браке Ниниги с Конохана-Сакуя-химэ.
Имя этого бога связано с обстоятельствами его рождения: услышав от жены, что она собирается произвести на свет дитя, Ниниги заподозрил, что отец будущего ребёнка не он, а земной бог, «потому что Сакуя-химэ затяжелела за одну ночь». В доказательство того, что будущий ребёнок — дитя потомка небесных богов, Сакуя-химэ разрешается от бремени в покоях, объятых огнём.
На свет появляются три божества: Х., Хосусэри-но микото (линия этого бога не получает развития в мифах) и Хоори. Х. становится рыбаком, а Хоори охотником.
Отсюда и прозвища обоих братьев: Х. зовётся Умисати-бико, «юноша удачливый на море», а Хоори называют Ямасати-би-ко, «юноша удачливый в горах».В мифах рассказывается, как Хоори одержал верх над Х., отводя воду с его заливных полей и заливая водой его суходольные поля («Кодзики», св. I, «Нихонги», св.
II, «Эпоха богов», окончание; в «Нихонги» Х. выступает под именем Хо-но Сусори-но микото, где «сусори» — вариант слова «судзуро», означающего «беспокойный характер, своеволие, упрямство»; он считается предком племени хаято, название которого происходит от др.-япон. «хая», «проворный», «свирепый»).В мифе о братьях-богах можно видеть отражение межплеменной борьбы, а также древний фольклорный сюжет о борьбе двух братьев — старшего и младшего, один из которых связан с морем, рекой, водой, а другой — с землёй, лесом, встречающийся в мифологии многих народов мира.
Литература
:
Кэндзи Курано, Юкити Такэда, Кодзики. Норито. Нихон котэн бунгаку тайкэй (Большая серия японской классической литературы), т. 1, Токио, 1962;
Синва-дэнсэцу дзитэн (Словарь мифов и преданий), Токио, 1971;
Дзюн Цугита, Кодзики-синко (Новое исследование Кодзики), Токио, 1942.