Се-тяньцзюнь

Се-тяньцзюнь

Се-тяньцзюнь («Се небесный правитель»), в поздней китайской народной мифологии бог планеты Хосин («звезда огня»,т. е. Марс).

Если судить по его биографии в мифологических источниках, С.-т. первоначально был хотя и необычным, но земным человеком и назывался Се Ши-жун (второе имя — Лэй-син). Его отцом считался Се Энь, а родился он будто бы в период правления танского императора Тай-цзуна (627—649).

Рождению С.-т. сопутствовали необычайные явления природы: с неба спустились огненные круги, напоминающие колёса (впоследствии они стали его неотъемлемым атрибутом), озарив провинцию Шаньдун, место его рождения, ярким светом. Се Ши-жун обладал необузданным, раздражительным и вспыльчивым характером, ему чуждо было чувство страха.

Став взрослым, он был назначен начальником уезда Шаньинь. На этом посту у него возник конфликт с вышестоящим сановником из Ляодуна. Желая получить от новичка взятку, сановник потребовал от С.-т. преждевременно собрать налоги с жителей уезда Шаньинь и передать их ему.

Однако С.-т. подал на него жалобу и сановнику выразили порицание. Когда сановник потребовал от Се Ши-жуна шлем и латы, сделанные С.-т. из ртути, тот изготовил и послал ему доспехи из кожи быка с прикреплёнными к ней пластинками из олова, что было насмешкой над чиновником.

В следующий раз вельможа, желая поставить его в трудное положение, предложил правителю провинции поставить С.-т. во главе войск, направляемых против мятежников. Но С.-т. блестяще справился со своей миссией: он разбил мятежников и с триумфом вернулся домой.

В награду за доблесть, смелость и честность верховный небесный владыка Юй-ди («Нефритовый государь») после смерти С.-т. присвоил ему титул Хо-дэ тяньцзюнь, который европейские синологи обычно переводят как «небесный правитель благодетельной планеты Марс», тогда как более правильным является: «небесный правитель, обладающий магической силой огня». С.-т. стал богом (духом) Марса и в храмах, посвящённых этой планете, почитался наравне с Чжу-жуном, древнейшим божеством огня.На народных картинах С.-т. обычно изображают в даосском головном уборе, стоящим на огненных колёсах, с золотой плетью или мечом в руке; встречаются изображения, на которых у него три головы (три лица) и три пары рук.

Литература
:
Сюсян coy шэнь цзи [Иллюстрированные записки о поисках духов (трех религий)], кн. 3, цзюань 2, [б. м., б. г.], с. 4 — 5;
Лидай шэньсянь тунцзянь (Всеобщее зерцало бессмертных в хронологическом порядке), цзюань 10, § 2, [б. м., б. г.], с. 2—3;
Doré H., Recherches sur les superstitions en Chine, pt. 2 — Le Panthéon chinois (suite), t. 9, Chang-hai, 1915, p. 615—16 t. 10, Chang-hai, 1915, p. 799—810, t. 12 Chang-hai, 1918, p. 1214—15;
Plopper C. H.

Chinese religion. Seen through the proverbs N. Y., 1969, p. 42—44, 182;
Werner E. T. C. A dictionary of Chinese mythology, Portland (Maine), 1977, p. 167, 194—99, 308;
Williams C. A. S., Outlines of Chinese symbolism and art notices, Shanghai, 1941, p. 27—30, 179—83.Н. П. Свистунова.

Оставьте комментарий