Максим Горький (Рейнин)
Квадральные признаки:
бетта-квадра; веселый, решительный, аристократ.
Диадные признаки:
рациональный (шизотим), упрямый, беспечный, индивидуалист.
Индивидуальные признаки:
интроверт, статик, деклатим, позитивист, сенсорик, логик, тактик, эмотивный.
Описание по функциям:
Субъектная логика
Это моя собственная логика, мое понимание, объяснение, описание, концепция, теория. Иерархия представлений о том, что ближе, что дальше, что выше, что ниже. Это то, чему меня научили, моя картина мира, мое мировоззрение. Это мое образование, т. е. система моих образов, моя школа.
Зона уверенности. Мое собственное понимание, мое описание мира, моя школа. Принцип существования Максима: "Мир понятен, следовательно, я существую". Это люди, которых переубедить практически невозможно. Мир таков, как я его понимаю. Понимание консервативно, как бы закристаллизовано.
Атака на первую функцию, как мы уже говорили, часто вызывает агрессию. По первой функции человек сам все знает, здесь набирается его собственный опыт. В случае Максима это — моя школа, мое описание мира, мое представление о мире. Переспорить или переубедить Максима по первой функции невозможно: "Я сам знаю, как мир устроен, не надо мне ничего объяснять. А, у вас факты? Я вам сам объясню эти факты!"
Наше индивидуальное сознание отграничено, поэтому оно должно на что-то уверенно опираться. Если Максим действительно сталкивается с тем, от чего он при всем желании не может откреститься, ему так же, как и Робеспьеру, нужно время, чтобы перестроиться, снова сделать свое описание мира целостным и непротиворечивым. Он должен сам проанализировать новый материал и выработать свое отношение: принять что-то либо отвергнуть.
Максим частенько выглядит глубоким интровертом. Он совсем не говорун. Я редко встречал людей этого типа, которые любили бы поговорить. Они немногословны, и если им приходится делать доклады, то, как правило, это хорошо структурированный материал, логично выстроенный от начала до конца.
Если вы хотите вызвать у Максима агрессию, это легко сделать: "Да, барахло твой учитель, что он знает?!" Реакция может оказаться совершенно неадекватная. А поскольку творческая функция — физическое действие, то что окажется под рукой, то в вас и полетит. Я экспериментировал, чудом увернулся.
Объектная логика
Логика объективного мира — объективные обстоятельства, факты. Методики, статистика. Реальная связь событий. Законы, политический строй в государстве, штамп в паспорте, правила уличного движения, цены, площадь дачного участка, моя территория, чертеж какого-то агрегата.
Мир именно таков, каким я его вижу, все остальное в зоне игнорирования. Реальные обстоятельства могут восприниматься просто как досадное препятствие. Если я учусь, то просто слушаю, что мне учитель говорит, и тогда мое понимание — это то, что говорит учитель, это моя школа. В любом другом случае это некий фиксированный набор представлений о мире, определенная стандартная картина. Причем в зоне игнорирования запросто могут оказаться прописка, штамп в паспорте, законы, правила уличного движения, уголовный кодекс и прочие социальные реалии. Однако если в том мире, который ты выдумал, не существует, допустим, уголовного кодекса в том виде, в котором он существует у всех остальных, то ты можешь вдруг неожиданно для себя вступить в конфликт с этим самым кодексом. И, соответственно, оказаться вдруг изолированным от общества "в местах не столь отдаленных". Обществу ведь все равно, как ты понимаешь мир и какой там у тебя тип информационного метаболизма.
Объектная сенсорика
Это форма, действие, движение, поступок, внешность, жесты и мимика. Воля. Мое умение, сила, влияние, деньги, имидж.
Зона риска, риск может быть даже чисто физический. Садишься в машину к такому человеку и сразу чувствуешь повышенный уровень опасности: он проезжает на скорости 120 км/ч в пяти сантиметрах от другой машины, а иначе ему неинтересно. Ему интересно, чтобы это было красиво. Как правило, он прекрасно водит машину, гораздо лучше, чем многие другие, но нужен еще какой-то уровень риска, что-то, дающее ощущение жизни. Можно увидеть компьютерщика, который работает с такой скоростью, что не успеваешь следить ни за руками, ни за экраном, так все мелькает. Виртуоз! Паганини! Зона творчества, зона риска: движение, взаимодействие с объектом. У людей типа Максим есть потребность в физическом действии. Их много среди артистов-каскадеров, учеников школ боевых искусств, мимов. Им нравятся отточенные формы движения, действия. Им нравится прыгать, стрелять, водить машину. Частенько людей этого типа можно встретить на подиуме. Демонстрация одежды или самих себя — это их творческое место. Иногда эти люди обладают довольно вычурным каллиграфическим почерком, своеобразной походкой, манерой одеваться. Среди актеров яркие представители этого типа: Николай Караченцев, Константин Райкин, Талгат Нигматтулин.
Другой аспект этой творческой функции — манипуляция с объектом. Максим часто встречается среди коллекционеров. Эти люди хорошо разбираются в каких-то нюансах формы и функционирования самых разнообразных объектов. Им интересно что-то коллекционировать: марка такая, марка другая, бабочки, этикетки, нэцке. Именно им мы зачастую обязаны сохранением каких-то забытых форм утвари, возрождением древних, почти забытых искусств. Они прекрасно помнят самые разные нюансы, мельчайшие различия формы.
Максим — это человек, который очень хорошо ориентируется в пространстве. Он может побывать один раз в доме и будет хорошо знать, где что лежит. Для него не представляет особого труда детально запомнить, как выглядел, во что был одет другой человек. Интересно, что сам Максим терпеть не может, когда трогают его вещи.
Субъектная сенсорика
Мои внутренние ощущения: вкусовые, тактильные, сексуальные. Самочувствие, состояние здоровья. Приятно — не приятно.
Зона нормативов – самочувствие, ощущение здоровья – нездоровья. У людей этого типа повышен порог чувствительности, в частности болевой порог. Они могут терпеть боль гораздо больше, чем другие люди. Они даже выглядят иногда мазохистами, могут долгое время изнурять себя физически. Такой человек может целый день отрабатывать какой-нибудь прием, какое-то сложное движение, несмотря на неудобную позу, голод, холод или жару. В еде и сексе консервативен и к большему разнообразию не стремится.
Субъектная интуиция
Целостность внутренней ситуации. Внутренняя гармония. Состояние, настроение, чувство времени. Оценка событий, действий людей, мораль.
Зона проблем — целостность внутренней ситуации. Человек уходит из ситуации, которая угрожает его внутренней целостности. Пусть работа плохо оплачивается, пусть это неудобно и с других точек зрения, его выбор будет в пользу структур, обеспечивающих ему состояние внутреннего покоя и гармонии. Люди этого типа стараются организовать внешнюю ситуацию так, чтобы их внутренняя ситуация была целостна. Это, как правило, пребывание в жестких закрытых структурах: армейских, криминальных. Это служение чему-либо, например религии. Внутренняя ситуация всегда целостна, потому что внешняя всегда определена. "Не я говорю, но через меня говорит высшая сила, я — только проводник" или "Солдат карму не создает". Стремление к целостной внутренней ситуации порождает позицию "Я хороший, если меня нет". В этом случае человек превращается в элемент какой-либо системы, как бы растворяясь в ней, превращаясь в ее функцию, реализуя, таким образом, эту самую ситуацию "меня нет". Исключительно защищенная и целостная внутренняя позиция.
Объектная интуиция
Целостность внешней ситуации. Последовательность событий от начала до конца, ряды событий, расписание. Потенциальные возможности. Программа поведения, уклад, ритм жизни. Сценарий какого-либо действия, партитура.
Организация внешней ситуации, которая надежно обеспечит внутренний покой. Стабильность внешнего распорядка, иерархии, функционирования, служебного расписания, должностных обязанностей. Все функции на своих местах.
Объектная этика
Внешние отношения. Отношения людей между собой и отношение людей ко мне. Эмоции других людей.
Максим внушаем именно в этой сфере. "Хочу, чтобы ко мне хорошо относились. Хочу, чтобы меня ценили и уважали". Если в компании ко мне хорошо относятся, значит, это хорошее место. Этим качеством Максима зачастую пользуются его предприимчивые знакомые. Ситуация "меня ценят, мне доверяют, я справлюсь" может оказаться весьма опасной для человека этого типа. В лучшем случае окажется, что он работает "за спасибо". И это, пожалуй, самый безобидный вариант.
Четвертая функция — это место в структуре типа ИМ, где человек мнителен. Здесь всегда существуют какие-то программы: или те, которые установили другие люди, или те, которые человек сам для себя установил. Именно по четвертой функции программы весьма жесткие.
Что касается Максима, то он мнителен в отношениях, т. е. подозрителен. Окружающие могут весьма эффективно на него влиять, питая эту подозрительность. Допустим, человеку говорят: "А знаешь, Коля-то на самом деле тебя не любит. На самом деле он ведь про тебя совсем другое говорит". И человек начинает присматриваться: действительно, как-то не так Коля себя ведет и интонации какие-то неискренние… Закрадывается подозрение. Заронить сомнение по четвертой функции очень просто, здесь человек всегда мнителен. В этом месте он не доверяет себе и становится зависимым от мнения других людей, часто видит то, что ему скажут.
В крайних своих выражениях этот тип становится маниакально подозрительным. Например, Сталин, которому иногда казалось, что на него как-то не так смотрят, как-то не так относятся, что-то против него замышляют. Такие качества вождя и породили в конечном счете атмосферу всеобщей подозрительности и страха.
Если людям этого типа не удается найти компанию, где к ним заведомо хорошо относятся, то они частенько ищут себе какой-то способ реализации в одиночестве, где человек абсолютно не зависит ни от каких внешних отношений.
Субъектная этика
Мое отношение к людям. Люблю кого-то или что-то — не люблю, нравится — не нравится. Мои эмоции.
Услышать от мужчины этого типа признание в любви или какое-то другое выражение своего отношения практически невозможно. Он скорее всего что-нибудь сделает: на машине покатает, подарит букет цветов, но признаться в своих чувствах ему тяжело. В ситуациях, где предполагается выражение чувств, держится несколько натянуто, скованно, отстраненно. Собственное мнение старается выразить в безличной, косвенной форме, не явно, но так, чтобы было понятно. А ведь есть типы, которым обязательно сказать надо, иначе они ничего не знают. Если не сказали, то и не считается. Мало ли что цветы дарил и в кино водил, ты скажи, как на самом деле ко мне относишься.
Почему люди этого типа попадают в жесткие, часто криминальные структуры? С одной стороны: "Мне все понятно, я принимаю эту иерархию и понятия этой структуры". С другой стороны: "Здесь меня ценят и уважают, значит, это хорошее место" (плюс по четвертой функции). Кроме того, здесь возможна работа с объектами (реализация творческой функции). Игнорируется логика объективного мира, в данном случае это может быть закон, уголовный кодекс или правила уличного движения. И при всем этом выстраивается достаточно целостная внутренняя ситуация. В соединении его своеобразной творческой функции с игнорированием внешних порядков и стремлением к хорошей компании могут создаваться определенные предпосылки для криминальной судьбы.
Посмотрите, этот тип достаточно узнаваем, все мы нередко сталкиваемся с ним.
Автор – Григорий Рейнин