Нимфы

Нимфы

нимфы (Nύμφαι, «девы»), в греческой мифологии божества природы, её живительных и плодоносных сил.

Различают Н. рек, морей, источников (водные Н.: океаниды, нереиды, наяды), озёр и болот (лимнады), гор (орестиады), рощ (альсеиды), деревьев (дриады, гамадриады) и их отдельных пород (мелиады — Н. ясеня).Иные из них смертны, как, например, гамадриады, которые неотделимы от дерева, в котором они обитают. Главными Н. считались водные, по античным лексикографам, слово «нимфа» означает «источник» (Suida, v. nymphē).

Н. — очень древние божества. Самые древние Н. — мелиады, или мелийские Н., родившиеся из капель крови оскоплённого Урана (Hes. Theog. 187). Океаниды — дочери Океана и Тефиды, нереиды — дочери Нерея и океаниды Дориды.

Имена водяных Н. большей частью указывают на то или иное свойство или качество водной стихии (каталог океанид у Hes. Theog. 346—360 и нереид, там же, 240—262). Некоторые Н. имеют вполне антропоморфный облик (например, Калипсо).

От браков Н. с богами (Зевс и Фетида, Зевс и Эгина) рождаются герои. Н. обитают вдали от Олимпа, но по приказу Зевса призываются во дворец отца богов и людей (Hom. I1. XX 4—12).

Они обладательницы древней мудрости, тайн жизни и смерти (например, Мента — возлюбленная Аида). Они врачуют и исцеляют (Paus. VI 22, 7), предсказывают будущее (IX 3, 9). На месте дельфийского оракула был оракул Геи, а затем Дафны — одной из горных нимф (X 5, 5).

Н. насылают безумие, приобщая человека к тайным силам природы; именуются вакханками (Soph. Antig. 1130). Святилища Н. находились в пещерах и гротах, рощах и лесах. Гомеровское описание пещеры нимф на Итаке (Hom. Od.

XIII 102—112) получило символическое толкование как средоточие космических сил у философа Порфирия в трактате «О пещере нимф». Изображались в виде прекрасных обнажённых или полуобнажённых девушек.

Литература
:
Тахо-Годи А. А., Художественно-символический смысл трактата Порфирия «О пещере нимф», в сборнике: Вопросы классической филологии, [выпуск 6], М., 1976, с. 3—27;
Fischer F., Nereiden und Okeaniden im Hesiods Theogonie, Halle, 1934 (Diss.);
Ninck M., Die Bedeutung des Wassers im Kult und Leben der Alten, Lpz., 1921.А. А. Тахо-Годи.

Оставьте комментарий