Кронос
Кронос, Крон (Kρόνος), в греческой мифологии один из титанов, сын Урана и Геи. По наущению своей матери оскопил серпом Урана, чтобы прекратить его бесконечную плодовитость (Hes. Theog. 154—182).
Воцарившись вместо отца, К. взял в супруги свою сестру Рею. По предсказанию Геи, его должен был лишить власти собственный сын, поэтому как только у Реи рождались дети, К. тотчас проглатывал их, желая избежать исполнения предсказания.
Однако Рея обманула К., подложив ему вместо младшего сына Зевса запелёнатый камень, который и был проглочен К. Зевс был тайно вскормлен в пещере на Крите (453—491). Возмужав, он по совету своей жены Метиды опоил К. волшебным питьём, благодаря которому К. изрыгнул на свет братьев и сестёр Зевса (Apollod. I 2, 1).
Под предводительством Зевса дети К. объявили войну титанам, длившуюся десять лет. Побеждённые титаны вместе с К. были сброшены в тартар и находились там под стражей сторуких, выведенных Зевсом из тартара (Hes. Theog. 675—740).
Среди детей К. выделяется его сын от нимфы Филиры — мудрый кентавр Хирон. По орфической традиции К. примиряется с Зевсом и правит на островах блаженных, отсюда возникло понятие о царствовании К. как счастливом и благодатном времени.
Народная этимология сблизила имя К. с наименованием времени — Хроносом (Xρόνος). В римской мифологии К. известен под именем Сатурна, который воспринимался как символ неумолимого времени.
К. были посвящены празднества кронии, в Риме — сатурналии, во время которых господа и слуги менялись своими обязанностями и воцарялось безудержное веселье карнавального типа.
Литература
:
Wilamowitz-Moellendorff U. von, Kronos und die Titanen, В., 1929;
Marot K., Kronos und die Titanen, «Studi e materiali di storia delle religioni», 1932, t. 8;
его же, Die Trennung von Himmel und Erde, «Acta antiqua Academiae scientiarum Hungaricae», 1951, t. 1, s. 35—63;
Staudacher W., Die Trennung von Himmel und Erde. Bin vorgriechischer Schöpfungsmythus bei Hesiod und den Orphikern, Tübingen, 1942.А. Ф. Лосев.