Кама
Кама (др.-инд. kāma, «желание», «чувственное влечение», «любовь»), в древнеиндийской мифологии бог любви. К. определяется в ведийских текстах как «саморожденный», вышедший из сердца Брахмана, как сын Дхармы.
В «Атхарваведе» его неоднократно призывают для помощи в любви. Образ К. получает развитие в эпической литературе: он — сын Лакшми, супруг Рати и Прити («любви»), отец Тришны («жажды»), один из вишведева.
Согласно одному из мифов, К. нарушил подвижничество Шивы, что привело к браку последнего с Парвати. Разгневанный, Шива испепелил К., но затем, склонившись к мольбам Рати, возродил его.
К. изображался юношей, восседающим на попугае (также — на колеснице); в его руках лук из сахарного тростника с тетивой из пчёл и пятью стрелами из цветов, насылающими любовную страсть (ср. античные параллели — Эрот, Амур). На знамени К. изображён макара (фантастическое морское животное), во чреве которого К., согласно легенде, жил некоторое время.
Пренебрежение дарами К. считалось тяжким грехом: в «Махабхарате» Арджуна, отвергнувший любовь Урваши, обречён в течение года быть евнухом.Понятие К. служило в индуизме также обозначением чувственной, эмоциональной жизни и входило (наряду с дхармой, артхой — нормой практического поведения, а впоследствии и мокшей — избавлением от процесса перевоплощений) в число основных установок поведения, гармоничное сочетание которых считалось важнейшим долгом трёх высших варн. Наставления в К. составляли особый жанр (камашастра; одно из наиболее значительных — «Камасутра» Ватсьяяны, около III—IV вв. н. э.) и на протяжении веков играли существенную роль в традиционной индийской дидактике.
Литература
:
Schmidt R., Beiträge zur indischen Erotik, Lpz., 1902;
его же, Liebe und Ehe im alten und modernen Indien, В., 1904;
Thomas P., Kama Kalpa or the Hindu ritual of love, 9 ed., Bombay, 1958;
Fišer I., Indian erotics of the oldest period, Praha, 1966.