Имана
Имана, в мифологиях бантуязычных народов ньяруанда и рунди (Межозерье) глава пантеона богов (в который входят также обожествлённые цари, предки царя, предки знатных людей), демиург.Согласно мифам, он создал мир: небо и землю, растения и животных, первую человеческую пару.
Первыми детьми этой пары были Хуту (Бахуту) и Тутси (Батутси) — предки основных этнических групп, населяющих Руанду. И. властен над жизнью и смертью. Он способствует рождению детей, размножению скота, даёт плодородие полям; вызывает дождь, с ним связаны молния и гром.
В мифе о происхождении смерти И., по ошибке принявший змею за человека, дал ей бессмертие. На другой день он понял свою ошибку и велел людям убивать змей. Уделом же людей стала смерть.
В мифологии ньяруанда обнаруживаются позднейшие наслоения: в мифах обосновывается исторически сложившееся в Руанде привилегированное положение скотоводов тутси по отношению к основной массе населения — земледельцам хуту и особенно к аборигенному населению страны — пигмеям (батва). В одном из таких мифов И. подверг братьев — Гатутси (прародителя пастухов тутси), Гахуту (прародителя земледельцев хуту) и Гатва (предка пигмеев) испытанию, оставив им на сохранение миску с молоком.
Гатва выпил молоко, Гахуту пролил часть, и только Гатутси выдержал испытание. Поэтому Гатва стал рабом своих братьев и должен был жить в лесу; Гахуту стал возделывать поля и смог благодаря этому покупать скот; а Гатутси получил весь скот и стал властителем над всеми.
С И. ньяруанда связывают происхождение Кигва.
Литература
:
Baumann H., Schöpfung und Urzeit des Menschen im Mythus der afrikanischen Völker, В., 1936;
Hurel E., La poésie chez les primitifs ou contes, fables, récits et proverbes du Rwnda [Lac Kivu], Brux., 1922;
Tegnaeus H., Le hèros civilisateur. Contribution à l’étude ethnologique de la religion et la sociologie africaines, Stockh., 1950;
Werner A., Myths and legends of the Bantu, L., 1933.