Ибрахим
Ибрахим (ibrāhīm), в мусульманской мифологии общий праотец арабов и евреев, основатель единобожия. Соответствует библейскому Аврааму. Согласно Корану, И. вначале поклонялся звезде, луне, солнцу, но потом уверовал в единого бога — аллаха.
Он пытался обратить в эту веру собственного отца, Азара, и соотечественников, вёл с ними споры, но переубедить не смог. И. разбил почти всех идолов, которым поклонялись его соплеменники, за что был приговорён ими к сожжению. Аллах сделал так, что огонь не причинял ему вреда.
После спасения И. покинул родину (2:260—262; 6:74—81; 9:115; 19:42—51; 21:52—70; 26:69—89; 29:15—16, 23—24; 37:81—86; 43:25—27; 60:4—5). На склоне лет И. были дарованы два сына Исхак и Исмаил, о чём его предуведомили посланные аллахом вестники.
Одного из сыновей И. по приказу аллаха был готов принести ему в жертву (11:72—78; 15:51—56; 37:99—113).Коран объявляет И. «другом» аллаха, «ханифом», который первым отстранился от многобожия (4:124; 16:124) и начал поклоняться единому богу. «Веру И.» возродил Мухаммад (4:161). Согласно Корану, именно «вера И.», а не исказившие её иудаизм и христианство есть истинная вера для всех людей (2:118, 124, 130, 134; 3:60; 6:162; 16:121—124).
И. было ниспослано писание, называемое в Коране «Писание Ибрахима» или «свитки Ибрахима» (19:42; 53:37—38; 87:19). Концепция «веры И.» одновременно связывала учение Мухаммада с иудаизмом и христианством и утверждала превосходство мусульманства.
Название «ханифская религия» стало прилагаться в мусульманской литературе и к «вере И.», и к мусульманству.Коран связывает с И. возведение каабы. И. вместе с Исмаилом возвёл её и сделал объектом паломничества (2:119—121; 22:27).
У каабы существует священное «место И.» («макам Ибрахим») (Коран 3:91).Предание дополняет коранические упоминания И. рассказом о его путешествии в Египет и другими сюжетами. Мусульмане, как и иудеи, чтят могилу И. в Хеброне (Эль-Халиле).
Литература
:
Eisenberg J., Das Leben Abrahams, Lpz., 1912;
Weiss, Leben Abrahams, В., 1913.