Драйзер (Рейнин)
Квадральные признаки:
гамма-квадра; серьезный, решительный, демократ.
Диадные признаки:
рациональный (шизотим), уступчивый, беспечный, коллективист.
Индивидуальные признаки:
интроверт, статик, квестим, негативист, сенсорик, этик, тактик, конструктивный.
Описание по функциям:
Субъектная этика
Мое отношение к людям. Люблю кого-то или что-то — не люблю, нравится — не нравится. Мои эмоции.
Зона уверенности — отношение к чему-либо или к кому-либо. Здесь внешние отношения волнуют человека в гораздо меньшей степени, а частенько вообще не волнуют. Но очень важно, как он сам относится к другим. И это его внутреннее чувство достаточно стабильно. Если Драйзер к кому-нибудь хорошо относится, то для того, чтобы изменить это отношение, потребуется много весьма веских причин. Пожалуй, в большей степени это наблюдается при плохом, негативном отношении. Для других типов изменения в этом месте могут происходить с необыкновенной легкостью: сегодня люблю, завтра ненавижу. Сложно описать словами, что такое первая функция Драйзера. Это значит, что обязательно должна быть ситуация, когда есть его отношение, и это отношение осознанно. Само по себе оно может меняться, но эта сфера находится очень глубоко, и мало что можно об этом сказать словами. Это хорошо осознаваемое, но плохо вербализуемое пространство отношений к другим людям, к внешнему миру. Пространство, в котором при этом постоянно что-то происходит.
Объектная этика
Внешние отношения. Отношения людей между собой и отношение людей ко мне. Эмоции других людей.
Игнорирование внешних отношений. Драйзер — наблюдатель. Пришел в компанию, молчит, наблюдает. А вот танцевать пойдет. Он как правило хорошо двигается, ему нравится танцевать — это же не общение, не отношения. Драйзер вполне может не увидеть каких-то отношений других людей. Вдруг неожиданно возникает огромная проблема, появляется множество каких-то претензий к нему. Что случилось? Откуда что взялось? Оказывается, он уже десять раз наступил на одну и ту же "больную мозоль", совершенно не видя и не зная, что она там есть. Драйзер действительно не видит, потому что внешние отношения для него — зона игнорирования. И объяснять, что это он не со зла, не нарочно, очень сложно, потому что у другого там тоже имеется какое-то свое пространство и другой, соответственно, по-своему это все может интерпретировать.
Зона игнорирования — это место очень интересное, потому что именно там рождаются неожиданные конфликты. Один человек, допустим, живет так, как он живет, а у другого копится, копится и копится, а потом в ответ на какую-то ерунду происходит взрыв эмоций, который кажется абсолютно неадекватным. А просто чаша терпения переполнилась. Когда в семье возникают такие ситуации, даже соционика не очень помогает. Помогает, конечно, но уже потом, для анализа. А в момент взрыва все происходит само собой.
Объектная сенсорика
Это форма, действие, движение, поступок, внешность, жесты и мимика. Воля. Мое умение, сила, влияние, деньги, имидж.
Это женщина, которая очень изысканно одевается. Раньше этот тип назывался "Бриджит Бардо". Не обязательно женщина, мужчина тоже, но я почему-то больше знаю женщин этого типа. Можно, наверное, сказать, что Драйзер — в большей степени женский тип, хотя по классике в соционике нет женских и мужских типов.
У Драйзера всегда есть собственный стиль в одежде, который не обязательно совпадает с модой, это что-то такое свое, вне моды, но необыкновенное. Например, женщина никогда в жизни не наденет шляпку, даже очень дорогую, купленную в фирменном магазине, пока что-нибудь в ней не подправит: отпорет, пришьет или просто подкрутит поля. Будет совершено множество всяких действий, пока она не решит, что это можно надеть. Но, скорее всего, отложит в сторону, так как ей это не понравится. Это очень тонкое место: Драйзер прекрасно чувствует, что ему идет, а что нет, что будет красиво, а что не очень. Товар — форма, адекватная содержанию.
Внешняя форма, внешность, действие, движение, танец. Как я выгляжу, как я двигаюсь?! У Драйзера творчество заключается в умении делать своими руками какие-то такие вещи, которые никто не умеет. На все это творчество, естественно, накладывается отпечаток того социально-психологического мира, в котором человек сформировался. Однако эти действия никогда не выходят за рамки приличий. Драйзер — конформист; он не из тех, кто бросают вызов обществу. Трудно назвать его нарушителем запретов.
Драйзер умеет обращаться с деньгами. Вспомните названия романов "Финансист", "Титан", "Стоик". Он, кстати, может быть совершенно спокоен, когда денег нет совсем. Это тоже зона риска. Без денег, конечно, вообще трудно, но кто-то к этому относится спокойно, а кто-то нервничает. Максим и Драйзер принадлежат к числу первых.
Субъектная сенсорика
Мои внутренние ощущения: вкусовые, тактильные, сексуальные. Самочувствие, состояние здоровья. Приятно — не приятно.
Зона нормативов. Отношение к здоровью нормативное. Стандартное отношение к болезни, отсутствие страха или паники: если заболел, то иди к врачу и выполняй его назначения. Консервативность во вкусовых предпочтениях, сексе. Предписания врачей надо выполнять, если кто-то не выполняет — это его проблемы.
Субъектная интуиция
Целостность внутренней ситуации. Внутренняя гармония. Состояние, настроение, чувство времени. Оценка событий, действий людей, мораль.
Зона проблем — целостность внутренней ситуации. "Моя внутренняя ситуация должна быть всегда целостна, стабильна и защищена". Важным моментом для людей этого типа является состояние внутреннего покоя. Они стараются находить для себя такие социальные ниши, где будет обеспечена стабильность внутренней ситуации, даже если это материально не выгодно и социально не престижно. У Максима это некоторая тяга к жестким структурам: внутренняя ситуация всегда целостна, потому что внешняя ситуация всегда определена. У Драйзера все сложнее, потому что он более тонко чувствует гармонию внешнего мира через свое внутреннее звучание. Внутренняя мелодия должна быть созвучна тому, что происходит вовне. Поэтому выстроить для себя такой мир, который будет созвучен с внутренней гармонией, Драйзеру очень сложно. Приходится искать или переходить в такое состояние, в котором удается принять тот мир, который есть. К сожалению, внешний мир не слишком долго пребывает в резонансе с внутренней мелодией Драйзера, он постоянно тревожит его психологическое пространство. Драйзер, Достоевский и Гамлет являются наиболее тревожными из всех типов.
Объектная интуиция
Целостность внешней ситуации. Последовательность событий от начала до конца, ряды событий, расписание. Потенциальные возможности. Программа поведения, уклад, ритм жизни. Сценарий какого-либо действия, партитура.
Если у меня проблема с целостностью внутренней ситуации, тогда внешнюю ситуацию нужно организовать таким образом, чтобы возвратить внутреннее равновесие. Помните, мы говорили о профессиональной ориентации: куда, в какую внешнюю ситуацию человек себя "вставляет". Принятие внешней ситуации далеко не всегда изменяет внутреннюю. Иногда, наоборот, приходится создавать новые условия, т. е. не принимать, а разбираться во внешней ситуации.
Если действительно возникает проблема, тогда Драйзер с большой неохотой, но все-таки начинает менять свою внешнюю ситуацию, делает попытки вмешаться в нее, восстановить ее целостность. Он подходит к этому долго и медленно, делает это нерешительно, постепенно, но все-таки делает.
Объектная логика
Логика объективного мира — объективные обстоятельства, факты. Методики, статистика. Реальная связь событий. Законы, политический строй в государстве, штамп в паспорте, правила уличного движения, цены, площадь дачного участка, моя территория, чертеж какого-то агрегата.
Человек суггестируется не объяснением, а знанием, фактами. "Вы мне скажите, как на самом деле". Само "объяснение" Драйзер не считает необходимым: "Не надо ничего объяснять. Скажите, как есть. Я хочу знать, как на самом деле, а не как вы это понимаете!" Он ориентирован на реальные события и достоверные факты. Суггестивное воздействие здесь возможно через какие-то объективные данные или через то, что человек может взять в руки. Допустим: "Завтра мы идем в театр, вот билеты!" — "Ну конечно, идем в театр, вот же билеты". И ничего не надо рассказывать: какой там режиссер, кто играет, что играют. Драйзер ожидает от людей поведения, соответствующего общепринятому порядку, и раздражается, когда люди пытаются нарушить порядок, пользуясь какими-то личными отношениями. Хорошее место там, где можно быть уверенным в достоверности происходящего.
Субъектная логика
Это моя собственная логика, мое понимание, объяснение, описание, концепция, теория. Иерархия представлений о том, что ближе, что дальше, что выше, что ниже. Это то, чему меня научили, моя картина мира, мое мировоззрение. Это мое образование, т. е. система моих образов, моя школа.
Это страх все понять. Поэтому иногда объяснения Драйзера кажутся другим людям непонятными. Ему гораздо легче рассказать о чем-то, нежели объяснить что-либо. У него всегда возникает желание выйти из ситуации, когда необходимо что-то объяснять. "Зачем объяснять то, что и так уже есть, то, что я вижу собственными глазами. Я хочу знать, не надо мне ничего объяснять. Я хочу знать, как на самом деле, а ваши объяснения… Они могут быть разными. Этого не надо. Не хочу". Ситуация, когда человек тебе что-то объясняет, а ты знаешь, что на самом деле это не так, часто встречается в жизни Драйзера. Хотя объяснение может быть абсолютно логично, но ты знаешь, что в действительности это не так. Драйзер прекрасно воспринимает фактическую сторону событий независимо от того, как и кем они подаются. Терпеть не может объясняться с людьми и выяснять отношения.
Автор – Григорий Рейнин