Велс
Велс, Виелона, в балтийской мифологии бог загробного мира и скота. Польский автор XVI в. Я. Ласицкий упоминает Виелону (Vielona) как бога душ, которому приносят жертвы, чтобы он охранял («пас») души умерших. В XVII в.
Г. Стендер сообщает о Велсе (Wels) — боге мёртвых, которому были посвящены дни мёртвых (Weļļi; ср. литов. vèlė, «душа», velės, «тени усопших», слова того же корня, что и В.); В. связан со скотом и другими животными (у Стендера — «божьи кони», «божьи быки» и «божьи птицы»). По сообщению автора XVII в.
Эйнхорна, В. был посвящён месяц октябрь — Wälla-Mänes (ср. латыш. Велю мате, «мать мёртвых», их заступницу).
Связь В. со скотом очевидна в ритуале литовского праздника скерстувес, когда совершалось заклание свиньи и произносилось приглашение Виелоне — Езагулису (Ezagulis у Ласицкого) прийти за стол с мёртвыми и принять участие в трапезе (ср. белорусский обычай осенью приглашать дедов — предков к столу). Достоверность этого свидетельства подтверждается сведениями об обряде кормления мёртвых в день поминовения усопших — литов. vėlínėes, veliaĩ; латыш.
Veļu laiks, «время В.». На том же празднике сжигались кости животных (ср. восточнославянский обряд сжигания «коровьей смерти» в день св. Власия, покровителя скота, см. Велес).
В балтийской традиции существуют особые приметы и поверья о так называемой «мёртвой кости»: латыш. veļa kauls, литов. navíkaulis, ср. рус. навья косточка, хетт. uallaš haštai; само название и ритуальное использование этой кости связывают божество мёртвых, покойника и скот. Мифологические реконструкции позволяют утверждать, что некогда В. входил в схему основного мифа восточнобалтийской традиции как противник громовержца Перкунаса (см. Балтийская мифология) и обладатель похищенного скота (см. также Велняс).
Наиболее надёжные мифологические соответствия образу В. — славянский «скотий бог» Велес (позже — св. Власий), древнеиндийские демоны Вала, Вритра — противники громовержца — и др. (см. Индоевропейская мифология). Связь «скотьего бога» с царством мёртвых объясняется древним индоевропейским представлением о загробном мире как о пастбище (ср. др.-греч. название его —’Ηλύσιος λειμών — Елисейские поля с тем же корнем *ųel-, а также тохарск. A wäl, «умирать», walu и лувийск. ulant, «мёртвый»).
Литература
:
Gimbutas M., Vẽlinas, «Proceedings of the Second Conference on Baltic Studies», 1970;
её же, The Lithuanian, god Vélnias, в кн.: Myth in Indo-European antiquity, Berk., 1974.