Ашвамедха

Ашвамедха

ашвамедха (др.-инд. aśvamedhá), в древнеиндийской мифологии ритуал жертвоприношения коня (см., например, миф о Сагаре). Мифы об А. отражают реальную церемонию жертвоприношения, засвидетельствованную ещё в ведийское время.

Царь, желавший потомства, выпускал на волю коня и вместе с войском следовал за ним, подчиняя правителей тех стран, где оказывался конь. Поход продолжался год и был прелюдией к А.

Затем возводили особое ритуальное сооружение — прачинаванса, матица которого ориентирована на восток; внутри размещались очаги для трёх ритуальных огней; к востоку ставили большой алтарь с очагом в виде птицы; в центре этого очага находился «пуп вселенной». Далее выбирали коня определённой масти и приносили его в жертву (иногда условно).

Престиж А. был столь велик, что совершившего сто А. считали способным низвергнуть Индру и стать царём вселенной. В упанишадах с А. связывалось сотворение мира из частей коня (ср. Брих.-уп. I 1 и др.).

А. подробно описывается в «Шатапатха-брахмане», «Ваджасанейи-самхите Яджурведы» и других текстах. Ритуал А. обнаруживает ряд аналогий в традициях других народов.

Литература
:
Иванов В. В., Опыт истолкования древнеиндийских ритуальных и мифологических терминов, образованных от aśva-«конь», в кн.: Проблемы истории языков и культуры народов Индии, М., 1974, с. 75—138;
Dumont P.-E., Aśvamedha. Description du sacrifice solennel du cheval dans le culte védique…, P., 1927;
Bhawe Sh., Die Yajus’ des Aśvamedha, Stuttg., 1939;
Kirfel W., Der Aśvamedha und der Purasamedha, в кн.: Alt- und Neu-Indische Studien, t. 7, Hamb., 1951, S. 39—50;
Kane P. V., History of Dharmaśāstra, v. 2, pt 2, Poona, 1941.

Оставьте комментарий