Аттис
Аттис (’Άττις), в греческой мифологии бог фригийского происхождения, связанный с оргиастическим культом Великой матери богов Кибелы (Кивевы или Диндимены), дарительницы плодоносных сил земли. Происхождение А. загадочно.
Подробный рассказ в двух вариантах содержится у Павсания (VII 17, 9—12): А.— сын некоего фригийца, неспособный с юности к деторождению. В честь матери богов учреждает он в Лидии священные празднества — оргии, но его убивает кабан, посланный Зевсом.
По другому преданию, А.— сын двуполого божества Агдитис (в Песинунте так именуют Великую мать) и дочери реки Сангариос. Он — небывалой красоты и в него влюбляется сама Агдитис, мешая бракосочетанию А. с царской дочерью.
А. впадает в безумие, оскопляет себя и умирает. Агдитис в раскаянии просит Зевса сделать тело А. вечно юным и нетленным. Из его крови вырастают весенние цветы и деревья.
Культ А. был распространён в эллинистическом мире и в 204 до н. э. проник в Рим вместе с культом Великой матери. А. — любимец Кибелы, страж её храма, который нарушил обет безбрачия, увлёкшись нимфой.
Кибела губит нимфу, насылает на А. безумие, и тот оскопляет себя (Ovid. Fast. IV 223—246). Небольшая поэма Катулла «Аттис» (I в. до н. э.) исполнена ужаса и отчаяния перед зависимостью от иррационального, мрачного могущества Кибелы.
В культе А. объединены оргиазм плодородия и его аскетическое самоограничение, характерное для Кибелы, упорядочивающей стихийность природных сил.А. А. Тахо-Годи.Европейская драматургия редко обращается к мифу; в XVII в.— трагедии «Неодолимая сила судьбы, или Аттис» С. Реттенбахера, «Аттис» Ф. Кино. Среди опер XVII—XVIII вв.: «Аттис» Ж. Б. Люлли, Дж. А. Перти, А. Ариости, Р. Кайзера, Й. Мысливечека, Н. Пиччини.