Описание Достоевского от Евгении Горенко и Владимира Толстикова
Достоевский
Когда видишь его, невозможно понять, что же это за человек. Свой огромный внутренний мир порой не может осознать до конца даже он сам.
Человек – кто он в этой жизни?..
Существование добра и зла… Постоянная борьба людей за собственные интересы.
Где любовь людей друг к другу, куда делась их совесть…
Порой он боится этих мыслей, невозможность решения этих проблем бьет его в самое сердце. Боже, этот крик души, который никто не услышит, – это его боль, его крест…
Вы пробовали одновременно принять душой то, что не может существовать вместе, то, что никогда нельзя примирить? Вы пробовали всем сердцем полюбить смертельно враждующих между собой людей и пытаться оставаться лучшим другом для каждого из них? Вы пробовали всегда, даже в мелочах, жить только по законам совести?
Только совесть может сказать, что есть добро, а что – зло.
ЭИИ хочет прожить так всю свою жизнь – по самому максимуму, чтобы совесть была чиста, а душа светла. И этот немеркнущий свет будет освещать дорогу заблудшим в потемках людям…
У ЭИИ врожденный дар понимания людей; за любой "маской" он может разглядеть настоящее нутро человека, его нравственный потенциал. Но он не делит людей на "хороших" и "плохих", так как верит в то, что даже в самом безнравственном и жестоком человеке всегда можно найти крупицы добра. Ему также под силу увидеть едва заметные признаки неблаговидных мотивов в самых гуманных и альтруистических поступках (в том числе и в своих собственных – он старается не делать различия между другими людьми и собой).
Нередко мне кажется, что я просто раздваиваюсь: я могу одновременно любить и ненавидеть одно и то же.
Мир, в котором живет ЭИИ, – это мир людей. Все остальное (материальные предметы, идеология, научные теории, власть) вторично, потому что сделано людьми и служит для людей. Банально? Вряд ли. Большинство людей непоколебимо уверены, что все, что сделано людьми, служит лично для каждого из них. И все!
ЭИИ даже на необитаемом острове будет помнить о том, что он часть человечества. Его "Я" всегда, явно или незримо, больше похоже на "Мы".
Не делай людям того, что не хотел бы, чтобы делали тебе.
Он живет не по чужим заповедям – все они естественным образом выросли из его души; он слушается не чужих законов, а закона собственной совести.
Совесть – это особое состояние души человека. Когда говорят, что "душа спокойна" – значит, совесть чиста.
Изначально, с самого детства, ЭИИ рассчитывает на человечность и любовь в отношениях между людьми. И в его душе, сколько он помнит себя, всегда живет сильная и самозабвенная любовь: к маме, братику, подруге, любимой учительнице… Она выражается не словами, а искренним доверием, исполнением чужих желаний, послушанием во всем, сердечным сочувствием к невзгодам любимого человека.
ЭИИ хотелось бы, чтобы все люди хотя бы немного любили друг друга, чтобы жили в мире и согласии между собой. По сути, он старается быть примером в этом для всех окружающих. В любом, даже внешне незначительном конфликте, столкновении интересов он пытается глубоко разобраться в его причинах, хочет увидеть проблему со всех точек зрения, старается понять мотивы и желания людей.
Еще одна моя особенность, которая встречается у немногих: это умение слушать людей, понимать их переживания и помогать им по возможности. Может, это не очень скромно, но я могу с радостью сказать, что люблю общаться со взрослыми и с детьми, и при этом им со мной интересно. Не знаю, благодаря чему я перевоплощаюсь то в ребенка, то во взрослого (не внешне, а внутренне), само собой не становясь безответственной или глупой. Просто у меня создается впечатление, что весь мой внутренний мир делится на несколько частей или сторон, которые проявляются в общении с теми или иными людьми.
Он считает, что самый лучший способ разрешения конфликтов – это компромисс, на который должны идти все стороны без исключения (ведь нет же абсолютно неправых людей, значит, нет и абсолютно правых). И сам он идет навстречу людям, совершает уступки, легко извиняется, если кто-то обиделся на него (даже не за что), – но все это делается не только для того, чтобы убедить человека в своем дружелюбии и расположении к нему, но и с целью привить ему такое же дружелюбие и готовность идти на встречные компромиссы.
Что мне в самой себе нравится, так это то, что я не могу на кого-то сильно обижаться, у меня нет злорадства, злости, неискренности. Я быстро прощаю обиды и больше их не вспоминаю.
А если его уступки останутся незамеченными, неоцененными или, что еще хуже, будут восприняты как проявление слабости с его стороны? У ЭИИ с его неистощимыми запасами любви есть незыблемые границы всепрощения. Если он увидит, что все его попытки исправить ситуацию остаются безрезультатными, что этот человек не хочет правильно понимать его, тогда он "отгородится" от него непроницаемой стеной вежливого нежелания иметь какие бы то ни было с ним дела и больше не допустит его близко к себе.
Он очень привязан к семье, к своим близким. Довольно замкнут; в детстве беготне во дворе предпочитает тихие игры с малышами или одинокие домашние занятия. В школе его могут пугать шумные, агрессивные выходки сверстников, строгие и придирчивые учителя, контрольные и экзамены.
В попытках преодолеть это он иной раз надевает на себя маску развязности, напускной веселости, питается демонстрировать свою энергию и волю. Но настоящая проблема у него появится только тогда, когда эта маска прирастет к нему на всю оставшуюся жизнь.
У ЭИИ ограниченный круг надежных друзей; с незнакомыми же людьми ведет себя довольно скованно и очень тактично. Некоторое время он приглядывается к ним, оценивает их этический потенциал. Если потом приходит к заключению, что их убеждения согласуются с его системой нравственных ценностей, то принимает их в свой круг (сам инициативу к сближению проявляет нечасто), открывается им навстречу, становится разговорчивым и общительным; если же он не видит такой возможности, то молча отстраняется от них, вплоть до того, что может встать и уйти.
Я очень тяжело схожусь с людьми, но зато я, думаю, могу, как никто другой, похвастаться своими друзьями.
Тайна бытия человеческого не в том,
чтобы только жить, а в том, для чего жить
Это мечтательная натура со светлым, немного грустным взглядом; иногда он так сильно уходит в свой внутренний мир, что, случается, не различает свои фантазии и реальность.
Временами я не отличаю мир реальный от мира, в котором живу мысленно. Бывает, от этого становится страшно. Я обладаю минорным воображением и вот, стоя на балконе девятого этажа, могу представить, что я на берегу моря, и шагну "к морю".
Серьезное, глубокое, вдумчивое понимание людей позволяет ему практически всегда видеть возможности их нравственного усовершенствования и улучшения отношений между ними – пусть не сразу и полностью, но и маленькое изменение к лучшему доставляет ему радость.
Поначалу он сильно идеализирует людей; несколько серьезных разочарований в них не отворачивают его от них, но теперь в его общении с людьми за внешней жизнерадостностью будет всегда проскакивать укоризна, и чем старше он будет становиться, тем она будет виднее.
Любые проявления человеческой непорядочности (особенно своей собственной) причиняют ему острую боль, которую он старается не показывать.
Друзья меня знают как улыбчивого, жизнерадостного человека, но никто не знает, что за постоянной улыбкой временами кроется боль, которую я пытаюсь заглушить.
В людях очень ценит верность, чувство долга, надежность. В личной беседе ЭИИ уделяет внимание не столько тому, что говорят, сколько как говорят – интонации, искренности высказываемых чувств и так далее. Например, провинившийся человек может не извиняться перед ним – достаточно будет того, что он внутренне понял свою вину и испытывает желание ее загладить.
Иногда, в очередной раз пытаясь примирить "непримиримые противоречия", ЭИИ видит в своих поступках необъективность и противоречивость. Это немного расстраивает его, так как логичности он придает большое значение – развивает ее у себя, изучает объективные законы, пытается выработать в себе принципиальность. Но в конце концов все равно предпочтение отдаст не логике, а этике поступков. Более того, настойчивые попытки "искусственно" привить себе эту принципиальность приведут его не к решению проблем, а лишь к их нагромождению.
Объективные законы мироздания "неприятны" ему тем, что они постулируют в качестве необходимого условия жизни существование "борьбы противоречий", то есть того, что он всеми силами пытается исключить из человеческих отношений, так как это, по его мнению, выливается в грубость, жестокость и насилие.
А вот применение насилия в любой форме ЭИИ осуждает принципиально. Ему хотелось бы, чтобы оно было полностью и окончательно исключено из человеческих отношений. Он понимает, что силой можно заставить человека в какой-то момент сделать то, что он не хочет, но нельзя убедить его поступать так всегда. Поэтому из своего арсенала нравственного убеждения, воспитания и перевоспитания он старается исключить волевое и категоричное распоряжение, давление, приказ.
Почти всегда внешнюю силу он воспринимает как проявление зла. Но раз зло нельзя победить злом, так и на силу нельзя отвечать силой. Зло пользуется насилием, потому что внутренне оно слабо, а у добра и без применения силы достаточно средств для своей победы – иначе оно бы не было добром. ЭИИ не только "изобрел" принцип "непротивления злу насилием", но и всю жизнь стремится следовать ему на практике.
Считает, что нельзя ничем внешним ограничивать свободу людей. Он принимает только самоограничение, основанное на принципах собственной совести и чувстве долга. ЭИИ и сам старается избежать зависимости (например, финансовой).
Работа не за страх, а за совесть
ЭИИ в людях очень уважает профессионализм и компетентность. Его собственные деловые способности не очень велики: он старается стать внимательным и послушным исполнителем распоряжений компетентных людей и считает, что этого достаточно.
Ум и, так сказать, некоторые его "производные" я люблю, уважаю и преклоняюсь.
В это трудно поверить, но ЭИИ нравится читать инструкции и беспрекословно им следовать. Подсознательно он уверен в правильности и надежности любых профессиональных рекомендаций, написанных на бумаге. Если же он увидит в них небрежность или, еще хуже, заведомую дезинформацию, это может глубоко его ранить.
Он не любит делать несколько дел одновременно, разбрасываться; лучше делать что-то одно, но с полной самоотдачей. Внимательно и даже с удовольствием выслушает конструктивные замечания по своей работе, четкие рекомендации о более удобных методах ее выполнения.
Благодаря своей исполнительности дети этого типа обычно хорошо учатся, выполняют в срок все задания преподавателей. Даже на поля в тетрадках они отводят точно рекомендуемое учителем количество клеточек.
ЭИИ может быть сложно навести порядок в своих вещах и в комнате, но он с большим усердием поддерживает порядок, установленный другими людьми. Очень экономен, но от лишних, уже ненужных вещей сразу же избавляется.
Не только избавляюсь от них, но еще и чувствую облегчение от этого.
Своим внешним видом ЭИИ старается не выделяться, его цель – произвести на других хорошее впечатление. Вульгарность или неаккуратность он рассматривает как неуважение к людям. Однако самому ему не очень просто заботиться о себе, и есть определенный риск, что постепенно он может стать сереньким и невзрачным на вид. Он с благодарностью принял бы доброжелательную помощь близкого человека в вопросе собственного быта и удобства: главное, чтобы в ней только не было и намека на высокомерное покровительство.
Внимательно относится к здоровью близких людей, заботится об их самочувствии, следит, чтобы они имели возможность отдохнуть и расслабиться после напряженной работы.
То, что сейчас происходит со мной, тоже является частью Вселенной
Внешне ЭИИ спокоен и сдержан, и редко кто может догадаться об эмоциональном богатстве его душевных переживаний – просто он убежден в "суверенности" внутреннего состояния любого человека и в том, что нельзя "волюнтаристскими" методами лишать его права на те эмоции, какие у него возникли в данный момент. Хочет человек погрустить, – значит, проявлением расположения к нему будет грусть с ним вместе; если кто-то весел – что ж, нужно разделить его радость, даже если у самого ЭИИ нет для нее повода.
Вместе с тем он часто даже незаметно для себя проявляет внимание и интерес к настроению и самочувствию других людей, их эмоциональному состоянию. Причем его интересует не то, что они пытаются "от большого ума" показать окружающим, а то, что чувствуют на самом деле – усталость, разочарование, обиду. Он не станет лезть человеку в душу или пытаться нарочитым весельем приободрить его, а сочувственно примет его в свою душу, проникнется его болью и спокойными, ласковыми словами убедит в том, что "все не так уж плохо", что "все обязательно наладится". Если человеку совсем плохо, может настойчиво убедить его поменять на время режим работы, отдохнуть, отбросить ненадолго свои заботы.
Жизнь полноценна для ЭИИ тогда, когда она заполнена близким общением с людьми; тем не менее он старательно следит, чтобы не отнимать этим общением их время. Обвинение типа: "Я из-за тебя не успел…" – очень тяжело воспринимается ЭИИ, хотя внешне он может и не показать этого.
На самом деле он как бы стоит на страже всех этих "успеть" и "не опоздать" у других людей. В разговоре с любым человеком ненавязчиво (иногда даже незаметно и для себя самого) выяснит у него, где и когда ему надо сегодня быть и в нужный момент напомнит ему о его планах. ЭИИ – прекрасный "секретарь-референт", устраивающий своим близким такой распорядок дня, чтобы они могли успеть сделать все и вовремя (люди этого типа обычно обладают хорошей памятью).
Его развитая интуиция может даже помочь ему увидеть возможные опасности на пути у других людей, и тогда он вовремя предупредит их. В то же время неприятности, встающие во весь рост перед ним самим, может в упор не видеть (это легко преодолевается, если он будет давать себе советы как будто бы постороннему человеку).
Что же такое совесть ? Лично для меня совесть – мое третье "Я". Человек не может ее увидеть или потрогать. Она живет глубоко в душе. Пожалуй, именно она толкает человека к самосовершенствованию; однако она только советчик. Слушаться ее или нет – личное дело каждого.
Первая функция: этика отношений
Естественное и полное понимание характера отношений между любыми людьми, их симпатий и антипатий. Глубокое понимание нравственных и этических сторон жизни. Умение понять желания и интересы людей. Милосердие, доброжелательность, тактичность.
Вторая функция: интуиция возможностей
Понимание нравственного потенциала людей, их внутренней сути. Оптимистическая уверенность в конечной победе добра над злом. Стремление увеличить возможности добра и привнести высокий нравственный смысл в поступки и души людей. Жизнь по законам совести. Доверчивость, умение ждать, сочувствие, интеллигентность.
Третья функция: логика соотношений
Внутреннее требование к себе быть объективным и принципиальным. Желание понимать объективные законы мира. Приоритет субъективного над объективным. Демонстрация своей рассудительности. Информированность, скептическое отношение к науке.
Четвертая функция: волевая сенсорика
Принципиальный отказ от силового воздействия на других людей и полное неприятие силового воздействия на себя. Болезненное ощущение недостаточности своего волевого потенциала и попытки развить его. Пониженное чувство собственности. Миролюбие, "непротивление злу насилием", безотказность.
Слабость собственных деловых качеств. Огромный интерес к профессиональным, деловым и прочим рекомендациям. Благодарность за конкретную и исчерпывающую помощь в вопросах эффективного выполнения собственной работы. Некритичное следование чужим деловым советам. Исполнительность, пассивность.
Шестая функция: сенсорика ощущений
Невысокая способность самостоятельно решать свои бытовые проблемы. Склонность к "простым" решениям в вопросах эстетики. Определенное равнодушие к своему внешнему виду, иногда приводящее к невзрачности облика.
Мало осознаваемое внимание к эмоциональному состоянию людей. Внутреннее богатство эмоций. Мягкость, легкость показываемых эмоций. Подстраивание собственных эмоций под настроение окружающих. Забота об энергетическом состоянии близких людей. Ласка, иногда завышенная жизнерадостность.
Восьмая функция: интуиция времени
Неосознанное стремление быть в курсе всех событий своих близких и планировать их время. Понимание ценности времени. Точность и пунктуальность в делах. Предвидение опасностей, стоящих на пути других людей. Подсознательное стремление никого не подводить со временем. Хорошая память, забота о чужом времени.
(С) Евгения Горенко, Владимир Толстиков "Природа собственного Я"