Описание Достоевского от Любови Бесковой и Елены Удаловой
Достоевский
Татьяна
– Может быть, вы расскажете, чем занимаетесь?
– В настоящий момент я сижу дома.
– А кто вы по образованию?
– Профессия у меня… Или по образованию?
– Просто рассказывайте, что считаете нужным.
– По образованию я инженер-электрик, а работала лет 15 экономистом во времена советской власти. После этого, как только произошел облом советской власти, у меня тоже наступил некий кризис… Ну, не кризис, просто у меня родился второй ребенок и я перестала работать. С тех пор уже не работаю.
(Уточнение вопроса и подробное описание того, как человек попал в сегодняшнее состояние, – признак рациональности.)
– Можно ли рассматривать рождение ребенка тоже как кризис?
– Нет, это совершенно не приравнивается к кризису. Просто так сложились обстоятельства, что мой муж захотел, чтобы я сидела дома. И я послушала своего мужа и с удовольствием стала сидеть дома.
– Вас не угнетает, что мало общения?
– Сначала мне было трудно, потому что было мало помощи, и мне приходилось много заниматься своими двумя детьми (я люблю детей), а потом я как-то в это втянулась, и мне очень понравилось, мне стало очень интересно.
– А ведь их двое – это не трудно?
– Ну и что, мне с ними с двумя интересно очень.
– То есть они вас творчески стимулировали?
– Получилось, да, что все мои творческие способности распространились на моих детей.
(Этика отношений – основа личности, и все, что происходит, оценивается именно с этических позиций.)
– А как распределяются роли по хозяйству? Кто распределил, кто чем занимается?
– У нас никто ничего не распределил, потому что каждый занимается своим. Я считаю, что поскольку я сижу дома, я должна заниматься чисто домашними делами. Я этим и занимаюсь, практически сама все время. Потому что муж работает, а дети учатся. Они очень заняты. Я это понимаю, поэтому стараюсь как можно меньше загружать их домашними делами.
– А вам не трудно заниматься домашними делами? Вы любите готовить?
– Я об этом просто не задумывалась как о деле, потому что это такой необходимый момент существования… Сначала это была очень сильная любовь к своей семье, а потом… Ну, нельзя любить все время готовить и убираться… А сейчас это, наверное, такое обязательное дело. Ну, не знаю, мне, конечно – бывает иногда – что не хочется готовить, но я все равно это делаю, потому что кто, кроме меня, это будет делать?
(Слабая референтная сенсорика ощущений (вопросы кулинарии и уборки) переводятся в категории нравственного долга, с которыми по сильной базовой этике отношений разобраться не составляет труда.)
– Что вы делаете с большим удовольствием – готовите или убираетесь?
– Не могу сказать, что я делаю это с удовольствием – ни то, ни другое.
– А вы можете быстро собраться куда-то в поездку или изменить свои планы?
– Сейчас нет таких ситуаций. Практически все планируется.
– Вас не угнетает, что все планируется?
– Нет, нисколько.
(Рациональность – планы воспринимаются как поддержка.)
– А вы часто опаздываете?
– Я практически всегда опаздываю.
– Как вы себя при этом чувствуете – неудобно или это для вас в порядке вещей?
– Нет, я не чувствую себя неудобно.
– То есть это нормально – опоздать?
– Нормально.
– А на много вы опаздываете?
– На пять минут. (Дружный хохот)
(Ребята уже знакомы с типами, которые помимо воли опаздывают на полчаса и более. Такое "безобразие", как пятиминутное опоздание, вызывает всеобщий восторг. Это без слов на деле работает фоновая интуиция времени.)
– А если к вам на встречу кто-то опаздывает? Вас это беспокоит?
– Если больше двадцати пяти минут, то да. А если меньше, то нет.
– А какая первая мысль возникает в голове по поводу причин? Как вам кажется, почему человек опаздывает?
– Никакая не возникает. Я говорю, что если до 25 минут, то я об этом просто не думаю.
Любопытные моменты из других интервью людей этого типа
Оля. Интровертная этика определилась сразу, как только она стала рассказывать, как она хорошо анализирует что-то, "особенно когда не думает". И как она жалеет тех, кто сидит на скучной лекции, так, что готова их всех увести в кино. При этом, несмотря на бурное обсуждение ее типа на одном конце стола, Оля не отрываясь говорила с Юлей на другом конце.
Интуиция проявилась немедленно, как только речь зашла о защите территории. Нет, она не знает, как это делается. Тут не выдержала душа МАКСИМА, и он заявил: "Да в ней ничего нету!" Имелось в виду, что она не логик и не сенсорик, – вот он, образец ролевой этики у МАКСИМА.
Рациональность была в последовательных ответах, в уточнении вопросов, в определенности заявлений.
Маша. Интуиция и этика не вызвали сомнений. Она не защищает территорию, поддается давлению, хотя чувствует свою правоту. Не конфликтна, интересуется людьми больше, чем экономикой, не знает, что делать, чтобы сменить вуз: "Теперь поздно что-то делать, придется так…"
Рациональность проявилась в четкой картине ожидаемого будущего: понимающий, заботливый спутник, интересная работа, хорошая семья и т. п. Организованна, до потери здоровья занималась, чтобы попасть в институт.
Но не ГАМЛЕТ – никаких лишних эмоций, этика явно белая.
Контрольный вопрос о техническом прогрессе выявил тихое сожаление о том, что люди не становятся добрее. Причем эту тихую грусть не удалось развеять даже, когда вся группа хором возражала, что на кол уже не сажают, детей в школах не порют и т. п. Никакого эффекта – она твердо уверена, что мир нисколько лучше не стал. Это, безусловно, ДОСТОЕВСКИЙ. Его визитная карточка.
Лена. Интуитивная этика проявилась в рассказе о том, как она уже 13 лет каждый день по три раза готовит свежую пищу своим домашним. И логики, и сенсорики были в ужасе от такой самоотверженности. А когда она сказала, что если муж ее позовет вместо ужина в ресторан, то она, конечно, пойдет, а приготовленную еду выбросит, – это уже навело на серьезную мысль о рациональности. Что и подтвердилось дальнейшими ответами.
Но, поскольку эмоции у Лены не проявлялись ярко, этика была признана белой. Тогда последовал контрольный вопрос о техническом прогрессе. По настоянию Л. А. его задала Юля (ДРАЙЗЕР). Не слишком провокационно у нее вышло, однако ответ был вполне четким. "Да, технический прогресс у нас налицо. А нравственный – на другое место". И опять никакой уступки возражениям группы.
Александр Павлович. Интроверсия и рациональность проявились во всей красе. Он не поднимал глаз, но подробно рассказывал свою историю, объясняя все побочные вопросы, но не забывая возвращаться к основному.
Интуиция просто не вызывала сомнений: угловатые движения, неудобная поза, тонкая кость, отсутствие малейшего напора. Он даже предпочел работать с машинами, так как с людьми ему тяжело (болевая точка, воля плохо противостоит напору энергичных сограждан).
Больше всего сомнений опять в этике. Но услужливость, ориентация на человека, категорическое нежелание обидеть в конце концов были замечены. На вопрос о нравственном прогрессе он ответил, что в исторической перспективе он, конечно, есть. И он, безусловно, верит, что красота спасет мир.
Характерные высказывания людей типа ДОСТОЕВСКИЙ
Если мне нужно знать, что будет вечером на работе, я сосредотачиваюсь на вопросе и ложусь поспать. Просыпаюсь – и уже знаю, что там будет.
* * *
Она мне не очень понравилась. Она иногда слишком напирала. Это не потому, что мне не нравится. Я знаю, это всем неприятно.
* * *
Мое представление о герое: холм, травка зеленая, конь, плащ – и поскакал!
* * *
Да, я могу делать несколько дел одновременно: например, сидеть и читать.
* * *
Вот, кстати, интересно, что когда срываешься куда-то, никогда об этом потом не жалеешь.
* * *
Я раньше интересовался психологией. Думал найти что-то о том, чем люди отличаются друг от друга. Ведь если люди такие разные, они зачем-то нужны такие. А там все про отклонения.
* * *
Как я ни прошу, мой парикмахер красит мне волосы всегда в этот (светлый) цвет.
* * *
Как бы она ни была права или неправа, я ее бить не буду. Это все равно женщина, моя любимая…
(С) Любовь Бескова, Елена Удалова "Уроки соционики, или Самое главное, чему нас не научили в школе"