Чудо в Гарлеме: не говорите, что это невозможно
Высокорослый магистр из Гарварда пришел, увидел и победил там, где до него проигрывали целые поколения. Он знает о жизни своих подопечных не понаслышке, а еще он знает, как реально помочь им. Джеффри создал “Детскую зону Гарлема”, в которой действует широкомасштабная программа вывода детей из темных задворок жизни и общества.
По выражению “Нью-Йорк Таймс”, “это один из величайших социальных опытов нашего времени”. Президент Обама уже пообещал расширить проект на 20 городов. “Детская зона”, заявил он, спасает поколение детей там, где у них изначально не было никаких шансов. “Мы найдем на это деньги – просто потому, что не можем позволить себе упустить такую возможность”.
Джеффри Канада родился в 1952 году и провел детство в Южном Бронксе. Власть бандитских группировок, драки, выпивка, наркотики, оружие – он прошел через все, но при этом умудрялся хорошо учиться.
Как-то раз мама сказала ему, что Супермена на самом деле нет. Разочарование оказалось столь сильным, что стало поворотным моментом в его жизни. Джеффри ощутил безнадегу: ни один герой не вытащит его из опостылевших нью-йоркских джунглей. Тогда, девяти лет от роду, он решил, что сам станет таким героем.
После школы, когда многие выбирали привычный путь, ведущий в тюрьму или прямиком в морг, Канада получил стипендию для поступления в колледж и выучился на бакалавра искусств. Затем он перешел в Гарвард и определил главное поприще своей жизни – воспитание.
После учебы Джеффри Канада начал карьеру с поста директора школы для проблемных детей в Бостоне. Там он впервые столкнулся с белыми детьми из бедных семей и понял, что бедность носит не расовый, а классовый характер.
В 1983 году, приехав в Гарлем, Канада присоединился к проекту семейных и воспитательных центров “Ридлен” (Rheedlen Centers), целью которого было предотвратить пропуски школьных занятий. Одной из первых инициатив на новом месте стала школа боевых искусств с воспитательным уклоном. До сих пор, несмотря на напряженный график, Джеффри, обладающий черным поясом третьей степени по таэквон-до, учит детей постоять за себя – не только физически, но и путем безнасильственного улаживания конфликтов.
Через семь лет активной деятельности Канада был назначен генеральным директором и президентом “Ридлен”. На дворе стоял 90-й год, Нью-Йорк пестрел бездомными, наркоторговцами, оружием и насилием. Джеффри понял, что улица сильнее его. С годовым бюджетом в три миллиона долларов его проект охватывал слишком мало детей, а успехи в учебе не могли кардинально переломить их жизнь. Бывали и яркие исключения, но Канада не желал довольствоваться малым.
“Мы поставили себе цель разорвать круг бедности, охватывающий поколение за поколением, – рассказал он на специальном экономическом симпозиуме журнала “Нью-Йоркер”. – Мне советовали сфокусироваться на каком-то отдельном аспекте. Однако в Гарлеме, да и во многих других местах дела обстоят плохо не в чем-то одном, а во всем. Плохие школы, плохое здравоохранение, разваливающееся жилье, банды и безработица. Мы решили сделать все возможное”.
Вооружившись комплексным подходом, Канада и его команда отправились на рекогносцировку местности. Они досконально изучили проблемы, с которыми сталкиваются бедные семьи, и реализовали пробную программу в нескольких жилых блоках. Жителям были предложены следующие меры: ремонт обветшавших квартир, экономическая и педагогическая консультация, устранение наркоторговцев, медицинский пакет, образование и кружки для детей.
Инициатива оказалась успешной и стала расширяться. К 1997 году проект получил название “Детская зона Гарлема” и распространился на 24 жилых блока. Сегодня он охватывает 100 блоков, в которых живет более 10000 детей и 5000 взрослых.
“Мы обходим дверь за дверью, дом за домом, – говорит Канада, – и заново выстраиваем жизнь общины: избавляемся от граффити, очищаем улицы, создаем парки и игровые площадки”.
Однако “косметика” – это только разминка. Основные усилия направлены на то, чтобы сопровождать и поддерживать детей на всем пути от пеленок к окончанию колледжа. Родители, значительную часть которых составляют матери-одиночки, еще до рождения ребенка проходят специальный девятинедельный курс. В числе прочего они узнают об этапах развития мозга, учатся воспитывать детей без рукоприкладства, проникаются важностью чтения книг своим отпрыскам. Стоит ли говорить, что все эти услуги предоставляются бесплатно. То, что не в состоянии сделать государственные структуры, берут на себя некоммерческие организации.
Инвестиции в “Детскую зону” растут год от года. В детском саду малышей обучают французскому языку. Две школы, рассчитанные на 8000 учеников, работают в режиме продленного дня, в том числе и летом. Набор школьных услуг включает профилактику ожирения, поликлиники, социальную помощь, всевозможные секции и многое другое. Кроме того, школы предоставляют родителям финансовую и психологическую консультацию.
Таким образом, учебные заведения превращаются в культурные и общественные центры, которые решают целый спектр проблем и создают здоровую во всех смыслах среду там, где еще недавно клубились ядовитые испарения криминального болота.
Дается это недешево. На каждых шестерых учеников приходится по одному преподавателю, школы оснащены образцово-показательными лабораториями, кафетерием и, разумеется, спортивной площадкой со всеми необходимыми принадлежностями.
Дети здесь получают то же, что и их более удачливые сверстники из верхнего пласта среднего класса, подчеркнул Канада в интервью программе “60 минут”. “Они получают безопасность, дисциплину, академическую и культурную надбавку. Они получают взрослых, которые их любят и готовы сделать для них все. Я действительно готов на все, чтобы эти дети остались на верном пути”.
В течение последних девяти лет бюджет проекта вырастал на 15% ежегодно и достиг в 2008 году 68 миллионов долларов. Треть средств поступает от государства, остальную часть обеспечивают спонсоры, в основном из верхушки Уолл-стрит. Сам Джеффри, помимо ученых степеней и четверых детей, обладает неплохими деловыми качествами и умеет находить нужные кнопки. Бизнесмены открывают кошельки, потому что он говорит с ними на их языке: демонстрирует эффективный бизнес-план и конкретные результаты. Основной его аргумент звучит так: “Если сегодня мы вложим в ребенка 3500$ в год, то сэкономим в будущем 50000$, которые пошли бы на его содержание в тюрьме.
Учителя, занятые в проекте, зарабатывают на 10% больше, однако и нагрузки у них выше. Канада не стесняется предъявлять повышенные требования к преподавательскому составу и совершенно не боится текучки. У него остаются только лучшие, и главная их мотивация, как ни странно это звучит, – участие в благородном деле. “Капитализм работает везде кроме школы, – заявил Канада “Нью-Йоркеру”. – В школе, как бы хорош ты ни был, ты не получаешь ничего”.
Каковы же результаты всех этих вложений? В 2005-м Канада пообещал уволить самого себя, если за пять лет его школы не станут лучшими в Гарлеме. Ну что ж, цель была достигнута с опережением графика. 81% родителей, участвующих в проекте стали чаще читать со своими детьми. Вот уже шестой год подряд 100% малышей из яслей выполняют и перекрывают средний “норматив” подготовки к детскому саду. Все ученики третьего класса в “Детской зоне” превысили среднеамериканские показатели по математике. Немало воспитанников Канады завоевывают высшие призы в национальных шахматных соревнованиях. В ближайшем учебном году более 90% выпускников отправятся в колледжи, и все они получат стипендии, в том числе 16 стипендий полного объема.
Можно рассказать об этом и иначе. Исследование Гарвардского университета показало, что учащиеся “Детской зоны Гарлема” переходят в шестой класс, находясь на 39-й процентной позиции по английскому и математике среди всех учеников Нью-Йорка. К восьмому классу они перемещаются на 53-ю позицию по английскому и на 74-ю по математике. Этот беспрецедентный успех имеет далекоидущие последствия для всего американского общества и для воспитательной концепции в целом.
Разумеется, проект не лишен недостатков, и главный из них состоит в том, что всего сделанного недостаточно. Обе школы набирают детей по лотерее, которая, собственно, решает их судьбу. Неудачникам суждено попасть под влияние улицы, а счастливчики попадут в окружение, в котором просто невозможно не развиваться.
Сам Канада уверен, что не изобрел ничего нового. “Еще в 75-м году в Гарварде я слышал то же самое: если хочешь спасти детей, начинай как можно раньше. Обеспечь им высококачественное обслуживание во всех сферах. Мы просто сделали то, о чем все писали. Я часто слышу вопрос: почему тут и там в этой стране есть огромные количества неудачливых детей? Это вина взрослых. Именно мы получаем деньги и не обеспечиваем результат. Время отговорок закончилось”.
А тем временем эстафету Джеффри Канады принимают по всему миру. В Израиле, к примеру, действует программа, обслуживающая около 39000 жителей 14-ти городов, включая 7000 детей из самых проблематичных районов. Инициировал программу д-р Рами Сулеймани, побывавший с визитом у Канады в 2005 году. Результаты налицо: драматическое снижение вандализма и насилия, меньший отсев и повышенная успеваемость в школах и даже своего рода “субботники” по уборке улиц. На скорейшее присоединение к проекту рассчитывают еще шесть городов.
“Детская зона” как никогда ярко продемонстрировала, на что способно окружение. Дети трущоб, на которых заранее был поставлен крест, расстаются с печальным наследием и вливаются в нормальную жизнь. Правильная среда обеспечивает практически стопроцентный успех, вопреки всем возражениям, которые только можно придумать.
Джеффри Канада совершил настоящий прорыв, дав реальный ответ не только бедности, но и многим другим проблемам современного общества. Этот ответ прост: если хочешь исправить что-то – создай соответствующее окружение. Человек, которому посчастливилось с хорошей средой, будет ей под стать – в любые дни недели.
По материалам издания “Калькалист”