Кун Томас
Кун Томас Сэмюэл (1922-1996) – американский историк и философ, один из лидеров историко-эволюционистского направления в философии науки.
Разработал концепцию исторической динамики научного знания, которая легла в основу теории научной рациональности, радикально отличающейся от логико-позитивистских и критико-рационалистич. представлений о науке.
Кун выступил критиком индуктивистских и кумулятивистских моделей реконструкции истории науки, свойственных логическому позитивизму. Наука, в его представлении, не есть постепенное накопление истин, обретаемых в чистом (т.е. не зависящем от теоретических предпосылок и гипотез) опыте. Рациональность науки не сводится к сумме логических правил образования и преобразования научных суждений, ценность которых удостоверяется в процессах верификации (опытной проверки) и редукции к наблюдениям, результаты которых можно представить в виде базисных (протокольных) предложений. Историк, некритически воспринимающий позитивистские ориентации, обречен на искажение действительной истории науки, более того, на непонимание того, что является содержанием и сутью научной деятельности. К. отверг логико-позитивистское решение проблемы демаркации, т.е. проведение жесткой разграничит, линии между наукой и не-наукой, сводившееся к применению логических и верификационных критериев к анализу языка научных теорий.
Цель деятельности ученого – не истина (этот термин оказывается излишним при описании научной деятельности), а решение концептуальных или инструментальных головоломок. Успех вознаграждается признанием соответствующего научного сообщества; мнение людей, не включенных в это сообщество, вообще игнорируется или учитывается в незначительной мере. Поэтому, с одной стороны, научное сообщество крайне консервативно в своих оценках собственной рациональности (эта консервативность – условие единства и общности), с др. стороны, оно настроено почти всегда на полное отрицание иной рациональности, претендующей на решение тех же головоломок.
Понятие процесса науки, основанное на представлении о возрастающей истинности научных суждений, по Куну, исключается из философско-методологической рефлексии. Основания наиболее важных решений (напр., связанных с выбором фундаментальной научной теории), принимаемых учеными, в первую очередь следует искать в социологических и психологических обстоятельствах их деятельности, в особенности тогда, когда на роль инструментов объяснения претендуют сразу несколько научных теорий. Логический анализ ситуаций выбора может оказаться совершенно бесполезным, поскольку парадигмы (господствующие образцы решения научных проблем – головоломок) задают и свою собственную логику, и у разных парадигм могут быть разные логики.
Психология и социология (а не нормативная логика научного исследования) призваны объяснить, почему в нормальные периоды ученые упорно держатся за принятые ими теоретическия основания, при этом часто игнорируя объяснительный потенциал конкурирующих парадигм, иногда даже не обращая внимания на противоречия между опытом и объяснениями, получаемыми в рамках своей парадигмы, либо пытаясь устранить эти противоречия за счет гипотез ad hoc, а в периоды кризисов мучительно ищут возможности гештальт-переключений (это можно сравнить с тем, как человек, увидевший в рисунке психологического теста утку, с большим трудом заставляет себя увидеть в том же рисунке кролика).