После появления на свет организм малыша энергично освобождается от следов «прошлой жизни». Кроха чихает, прочищая нос от слизи; срыгивает околоплодными водами, которые он глотал в мамином животе; совершает свой первый «большой» туалет. Органы и системы ребенка понемногу учатся работать в новом режиме: устанавливается дыхание, меняет свое строение сердце (ведь теперь процесс кровообращения происходит не через мамину плаценту, а самостоятельно).
Рождение открывает в малыше массу новых способностей. Он начинает слышать и видеть — кроха умел это и до появления на свет, но лишь сейчас зрительные и слуховые образы стали по-настоящему четкими и громкими. Хотя зрение ребенка к моменту рождения развито хуже, чем остальные органы чувств, мама без труда сможет заметить, как оно работает. Включите в комнате свет, и вы увидите, как зрачки малыша сузятся, а кроха станет щуриться; погасите лампу — и зрачки расширятся.
Новорожденный малыш различает высокие и низкие звуки, привычные и незнакомые шумы – в ответ на любой громкий звук кроха вздрагивает и моргает. Он легко узнает голос мамы и даже музыку, которую слышал, пока рос у нее в животе. Вот почему порой достаточно просто позвать маленького, чтобы привлечь его внимание, а УСПОКОИТЬ его можно колыбельной песенкой или тихими ласковыми словами, сказанными на ушко.
Неизведанный мир дарит крохе самые разные ощущения, большинство которых, конечно же, связаны с мамой: ее нежные прикосновения, вкус молока, запах кожи и дыхания. Осязание и вкус появляются у ребенка задолго до рождения: например, уже на 11-й неделе жизни в мамином животе у малыша на языке образуются точно такие же вкусовые рецепторы, как у взрослого.
С их помощью ребенок распознает вкус и запах околоплодных вод, знакомится с кулинарными пристрастиями мамы, которые продолжит познавать, если она будет кормить малыша грудью. Все по-иному В первые недели после появления на свет новорожденный кроха сохраняет ту позу, в которой находился в животе мамы: головка наклонена вперед, ручки и ножки согнуты, пальчики сжаты в кулачки.
Во время беременности такое положение помогает растущему малышу помещаться в матке мамы, а после появления на свет — сохранять тепло. А обеспечивается оно особенностями нервной системы малыша, которая пока устроена таким образом, что мышцы-сгибатели работают активнее разгибателей. С самого рождения в распоряжении каждого младенца есть свой «прожиточный минимум» – набор рефлексов. Пока созревает центральная нервная система ребенка, они помогают малышу справляться с важными жизненными задачами.
Например, почувствовав сосок мамы губами, кроха непроизвольно схватит его, а захватив, примется сосать. Хватательный рефлекс поможет крохе удерживаться на поверхности, подобно тому как обезьяний детеныш неосознанно цепляется за шерстку матери. А ощутив под пяткой опору, лежа на животе, ребенок поползет вперед – чтобы не потеряться.
По мере того как младенец будет расти, неосознанные действия сменятся на сознательные, которые малыш сможет выполнять по собственному желанию.