Если подумать, то деньги окружают нас повсюду, родители постоянно совершают покупки, получают зарплаты, платят по счетам, берут или дают в долг. В продвинутых «семьях» ведут учет расходов, «откладывают» и инвестируют деньги. Поэтому буквально с самого рождения малыш погружен в эту среду, впитывает любые сведения – из телевизора (кредит – ноль процентов) и разговоров на улице, на основе всего этого маленький человечек пытается разобраться в происходящем вокруг него. Процессу естественного «впитывания» не мешает добавить системности, а это значит – хорошенько подумать, как говорить с крохой о деньгах, как знакомить с ними, и когда, наконец, давать ими распоряжаться.
В самом юном возрасте ребенку достаточно показывать малышу чисто-вымытые монеты разных номиналов, чтобы он «пощупал» их и привык к тому, что деньги бывают разные. Затем по мере взросления активно расширять «денежный» кругозор, добавляя к коллекции монет иностранные «медяки» и «сребреники», а также мелкие бумажные купюры. В этом возрасте для обучения отлично подходят любимые книжки и мультики, создатели которых обычно творчески подходят к описанию законов денежного мира. Вспомним хотя бы «Простоквашино» с блестящими афоризмами Кота Матросскина и доступными «объяснялками» таких сложных, в общем-то, экономических отношений как обмен, аренда, покупка и т.д. «Прямоходящему» малышу достаточно комментировать, как вы совершаете покупки, кладете на счет в банке или снимаете со счета деньги. Используйте любой повод – от распродаж до поездок в cash and carry – чтобы объяснить детям, откуда деньги берутся и куда деваются. Что такое оптовая цена, и что такое розничная, наценки и скидки.
Детишки в восторге от идеи быть как взрослые. Пусть ребенок сам платит продавцу, так он скорее осознает, что все, что мы получаем, берем не даром, а в обмен на странные бумажки. Следующий шаг – понять, откуда эти бумажки берутся у мамы в кошельке или на карточке. Здесь помогут рисованные карты Бьюзена, на которых можно изобразить мешочек с деньгами в центре – провести стрелочки – ассоциации: работа, зарплата, мамин кошелек, банкомат и карточка, платеж за квартиру, налоги и т.д. Чем нагляднее будет такая карта финансового мира отдельно взятой семьи, тем быстрее малыш научится ориентироваться в нем.
С пятилеткой можно пробовать сыграть в «Монополию». Пусть всех тонкостей этой занимательной игры он пока не поймет, зато через «игровые» деньги усвоит понятие 10, 100, 1000 рублей. Научиться составлять 100 рублей из десяток, пересчитывать купюры.
Дошколятам отлично подходят настольные игры, в которых «ненастоящие» деньги присутствуют лишь как дополнительный элемент. К примеру, играя в «Приключения капитана Врунгеля», ребенок учится ориентироваться по карте, запоминает названия морей и океанов, материков и крупных городов, а заодно учится рассчитывать запасы еды и денег, чтобы добраться из одного порта в другой с известными героями.
Когда же начинать более глубокое погружение ребенка в «денежную» науку? Роберт Кийосаки, гуру в сфере личных финансов, автор бестселлера “Богатый папа, бедный папа”, считает, как только у ребенка появится интерес к деньгам. Это вы поймете сразу. К примеру, четырехлетний малыш, наблюдая за тем, как вы снимаете деньги в банкомате, может спросить, как эта машинка «печатает деньги». Чем не повод начать разговор о том, как деньги «двигаются», что такое денежный поток, карточки и как все это работает. Что это ваши деньги, которые вы положили на счет в банк, а теперь забираете. Что банкоматы бывают разные, и комиссия – плата за услугу перевода денег – бывает разная. Возможно, развеивать миф о волшебном денежном ящике придется еще не раз, зато, по крайней мере, начало положено.