Тема: « Развитие чувствительности к окружающему миру у детей с нарушением зрения ».
Нарушение зрительной системы, имеющее важное значение для развития ребенка и его жизнедеятельности, наносит ущерб формированию психических процессов, двигательной сферы, физическому развитию ребенка. Косоглазие и амблиопия затрудняют восприятие и переработку зрительной информации. Дети страдающие этими диагнозами плохо ориентируются в пространстве. У многих детей двигательные реакции замедленные. Такие малыши вялы, заторможены. Некоторые, напротив, беспричинно беспокойны, перевозбуждены. Часто имеют место и недостатки речевого развития. Многие дети имеют низкий уровень развития осязательной чувствительности и моторики пальцев и кистей рук. Поэтому нашей задачей является гармоническое сочетание лечения детей с их общеобразовательной подготовкой и воспитанием.
Особое значение в этом имеет развитие у детей чувствительности. Ведь с помощью органов чувств дети открывают окружающий мир. Чтобы ощущения были шире и полнее, чувства надо тренировать. Восприятие насыщают мозг информацией о внешнем мире.
Немало полезных сведений ребенок получает с помощью осязания. Поэтому например при индивидуальной работе с детьми можно использовать такие игры как «Угадайте пальчики» (ребенок с завязанными глазами, наощуп отыскивает в мешочке или предмет и угадывает или II вариант: отыскивает каждому предмету,- положенные в мешочке кубики, шарики, пуговки и т.д. – пару. Эффект двойной: он развивает осязание и запоминает такие понятия как обьем и форма.
Можно проводить немало игр на умение выделять признаки предметов по структуре поверхности, например отличать и называть поверхность стены и пола; отличать деревянную поверхность от металлической.
Рекомендуем родителям больше внимания уделять играм, развивающим эти чувства. В любом доме есть лоскутки разной ткани. Ребенок учится различать ткань по фактуре. Закрепляются такие понятия, как мягкий, жесткий, колючий, бархатный. Также можно знакомить детей с различными сортами бумаги (промокательная, салфеточная, газетная, и т.д.), с изгибами бумаги, т.е. работа с фольгой, нитями, объединение трафаретов, штриховка, раскрашивание контурных рисунков все это способствует развитию осязательной чувствительности и мелкой моторики.
Тренируя органы зрения мы развиваем в ребенке чувство цвета. С этого начинается не только эстетическое воспитание, дошкольник учится наблюдательности, становится внимательнее. Также тренировки можно проводить и на прогулке, задавая вопросы. Например: какого цвета одежда на прохожих? Назовите оттенки цвета. Привыкнув внимательно присматриваться к окружающему, малыш становится наблюдательным.
С самого раннего возраста мы стараемся привлечь внимание ребенка к звукам. В возрасте с 3, 4, 5 лет можно уже не просто воспринимать звуки, но и узнавать довольно сложные сочетания, например игра «Чем занят Мишутка» дети угадывают по звукам те или иные действия (двигать стул, закрывается дверь, упали ключи, играем в мяч, листаем книгу и др.).
Хорошее упражнение для тренировки слуха «Говорящие баночки». Если потрясти баночку с манкой оказывается, что она что-то шепчет. Если с горошком шумит как поезд, а баночка с рисом совсем как швейная машинка! Эта игра учит звуковым ассоциациям.
«Звук улицы» На пленку записываются звук на улице: шум машин, шорох шин, работающий мотор, звуки приближающих машин, автобуса, трамвая, звуки открывающихся и закрывающихся дверей пассажирского транспорта. «Самая тихая игра» – развивает умение концентрировать внимание.
Развивая чувство обоняния, можно гораздо быстрее приучить ребенка к аккуратности и опрятности. С нашим удовольствием дошколята нюхают душистые шампуни, мыло, духи. Эти приятные ощущения прочно оседают в голове малыша. Набирая вместе с детьми душистые травы и цветы и лекарственные травы, а затем на занятиях запоминают детали и названия некоторых из них (укроп, липа, душица).
Польза тоже двойная – развивается обоняние и малыш узнает новое о природе. Например игра «А ну понюхай» На каждую карточку, где картинка того или иного овоща ребенок кидает флакончик внутри которого кусочек фруктов, кофе, овощей (чеснок, лук.). Игра «Угадай по запаху, где ты находишься? (около кухни, прачечной, мед. кабинета).
Осторожно надо знакомить малышей не только с приятными, но и с «плохими» запахами: газа, химическими веществами, чтобы приучить его к безопасности. Ребенок должен знать, что это опасно для его здоровья. С обонянием тесно связано и воспитание вкусовых ощущений. Интерес детей – вызывают такие игры как «Вкусная игра», «Узнай по вкусу». Где дети попробовав тот или иной продукт, узнают его.
Дети с нарушением зрения иногда оказываются беспомощными в самообслуживании, дежурствах по столовой в уголке природы. Поэтому в группе нужно обеспечить условия для преодоления таких недостатков. Например: Заинтересовать детей в дежурстве по столовой поможет «чудо – скатерть», с наклеенными на липучке трафаретами посуды и столовых приборов.
Для формирования представлений о человеке есть интересная игра «Как устроен человек». Предлагается ребенку лечь на большой лист бумаги. Обводится фломастером контуры его тела. Вместе с детьми выясняется, где находится шея, для чего она нужна; где коленка, плечо и так далее.
Тренируя чувства ребенка, вместе с родителями мы развиваем его мозг, память, внимание. Помогаем полнее воспринимать окружающий мир и лучше ориентироваться в нем.