Если странствующий
Не встретит подобного себе или лучшего,
Пусть он укрепится в одиночестве:
С глупцом не бывает дружбы.
Дхаммапада (4 в.д.н.э.)
Этим небольшим исследованием я хочу пролить свет на столь туманное и незаслуженно обойденное вниманием явление, имя которому – мудак. Трудно сказать, что послужило причиной к тому, что существование этой социальной прослойки нашло свое отражение лишь в фольклоре, а всерьез мало кто согласится с их самостоятельным существованием. Но они есть, и их немало, и не нужно в этом обманывать ни себя, ни других. К сожалению, сама специфика этого явления такова, что чрезвычайно затруднительно вести серьезное исследование на эту тему – само слово «мудак» является оскорбительным, многие относят это слово в группу непристойных, и уж если ты его слышишь, то это практически наверняка означает, что и весь контекст вульгарен и непристоен. Все бы ничего, но дело в том, что мудаки – это не просто разновидность глупцов, это было бы еще терпимо. В отличие от остальных глупцов мудаки обладают целым рядом поразительных особенностей. Они могут быть обнаружены почти в любом обществе, их можно увидеть рядом с самыми умными и красивыми людьми, они просачиваются всюду, и поскольку никто не имеет представления о том, что они мудаки, то даже самые выдающиеся и перспективные сообщества могут быть разобщены и развалены. Мудаки, формально созидая, плодят вокруг себя атмосферу ужасающего гниения, в результате приводя дела к разрухе и бардаку, и только вовремя удалив их из круга общения, можно рассчитывать на развитие и искренние отношения.
Именно эти причины подвигли меня попытаться выяснить характерные черты мудаков, смысл их существования, способ жизнедеятельности, механизм разрушительного влияния на здоровые сообщества. Я хочу понять место мудаков в обществе и попутно попробовать решить вопрос – что можно сделать для мудака, чтобы он перестал им быть, если это возможно. С другой стороны я не склонен навязывать людям что-либо, и тем более переделывать их, так что уж если кому-то нравится быть мудаком, значит так тому и быть. Приняв во внимание, что слово «мудак» все же считается непечатным, я, дабы не оскорблять чувствительные души, буду везде далее использовать начертание «mudak».
Определить отличительные признаки mudak-ов – чрезвычайно трудное дело. Иногда вроде бы чувствуешь, что этот человек – mudak, но нет ясного понимания причин этого чувства, поэтому иногда даже некоторые начинают испытывать чувство вины перед mudak-ом, и в силу этого уделять ему больше внимания и позволять ему больше других, а это совершенно недопустимо при общении с mudak-ами – это все равно, что класть руку в пасть крокодилу.
Мudak может обладать вполне приличным интеллектом и быть профессионально пригодным к довольно сложной деятельности. Он может быть сообразителен и не лишен фантазии. Поразительным является то, что среди людей с высоким уровнем развития интеллекта mudak-и попадаются не реже, чем среди сравнительно глупых людей. Поставим такой вопрос – можно ли, опираясь исключительно на анализ интеллектуальной деятельности человека, определить – mudak он или нет? Я склонен ответить на этот вопрос отрицательно. Нет, интеллектуальная деятельность – не то, за что можно ухватиться.
Как мы чувствуем, что кто-то – mudak? Что-то неуловимое в глазах, в повадках, в интонации, в движениях, что-то очень неопределенное, но от этого не становящееся менее выраженным. Одно можно сказать с уверенностью – при общении с mudak-ом у тебя никогда не создается уверенности, что он тебя понял. То есть по всем критериям вроде бы все в порядке, ты можешь задать вопросы и получить ответы вполне удовлетворительные, но тебе не избавиться от ощущения, что он тебя не понял. Такое вот иррациональное чувство, и поскольку оно является неотъемлемой частью общения с mudak-ами, ты всегда будешь испытывать неприятное напряжение – тем большее, чем более значимым для тебя является дело, порученное mudak-у.
Еще одна характерная черта mudak-ов – их склонность к чрезмерной бюрократии. Поскольку каждый тянется к наиболее приятному для него способу деятельности, то среди бюрократов ты встретишь самый высокий процент mudak-ов. Я не говорю, что бюрократия не нужна – каждый, кому приходилось управлять хотя бы небольшой структурой, прекрасно знает, что продуманная бюрократия – чрезвычайно удобная вещь, и категорическое неприятие бюрократии свойственно лишь не очень умным людям, либо пострадавшим от бюрократов-mudak-ов. Так что не случайно такая удобная вещь, как бюрократия, стала синонимом чего-то крайне отвратительного – к сожалению, на бюрократию падки и mudak-и. Когда нет должного контроля, когда от бюрократа требуется лишь быть бюрократом, вероятность просачивания на эту должность mudak-а чрезвычайно велика. В обществе есть целая прослойка людей, которые являются жертвами mudak-ов бюрократов; и психическое поражение в этом случае бывает особенно тяжелым. Я склонен утверждать, что психическая травма изнасилованного мальчика является гораздо меньшей, и причина тут в том, что изнасилование есть результат грубого применения индивидуальной, понимаемой как преступной, силы. Но жертва бюрократа видит, что бюрократ – это лицо, которому общество доверило выполнение неких функций, так что воля бюрократа является опосредованной волей общества, и человек чувствует себя изгнанным из общества, что ассоциируется со страхом неизбежной смерти и абсолютной беспомощности. Более того, воля mudak-а является как бы выражением собственной воли пострадавшего, который опосредованно посадил его на его место (это справедливо, разумеется, для т.н. общественных бюрократов), так что человек словно сам бьет себя по голове. Я полагаю, что болезнь эта так тяжела, что консервативное лечение здесь невозможно; кроме того, жертв бюрократии с советских времен осталось так много, что они постоянно окружают нас, и психоз страха непрерывно подпитывается.
Пойдем дальше. Что еще бросается в глаза, так это удивительный мир отношений между mudak-ами. Mudak-и в большей степени, чем другие люди, склонны к стадной жизни. Mudak-одиночка напряженно ищет другого такого же, в крайнем случае он входит в какую-нибудь сложившуюся компанию, в которой есть хоть один mudak. Поведение mudak-а одиночки сильно отличается от mudak-а, нашедшего свою социальную нишу – он может демонстрировать чудеса покладистости и благоволения, но недолго. Ни один mudak, даже такой опасный, как mudak-одиночка, не может достаточно долго находиться в хорошем настроении. Mudak обязательно найдет причину, чтобы поссориться с кем угодно, постарается рассорить между собой других людей, и в этом скандале будет ясно видна особая неестественность, вымученность, словно все происходит по воле рока. Сообщества mudak-ов довольно прочны и основаны на мрачной привязанности, которую они испытывают друг к другу. Объединившись в сообщество, mudak-и немедленно ищут соседние сообщества mudak-ов с тем, чтобы установить между собой отношения нездорового соперничества, где гнусный подвох является вполне обычным и даже поощряемым способом поведения. Таким образом, достаточно найти одного mudak-а и идти по его следу, и он неизбежно сам приведет тебя к другим mudak-ам, руководимый своим безошибочным чутьем. Внутри сообщества, интегрировавшего в себя mudak-а, периоды скандалов чуть не до драки и периоды нежнейшей «любви» и «дружелюбности» сменяют друг друга чуть ли не с точностью фаз луны. Как правило, период колеблется в пределах двух-трех суток. Причины ссор всегда чудовищно однообразны. Mudak-и никогда не пытаются решить вопрос конструктивно – возможно, mudak-ам в принципе не дано относиться критически к самим себе, поэтому несогласие в одном и том же вопросе может годами служить причиной их размолвок.
Mudak-и очень консервативны, и меняют убеждения крайне редко и неохотно. Абсурдность точки зрения не может служить причиной для ее смены; mudak-а можно принудить согласиться с абсурдностью его позиции под гнетом неопровержимых аргументов, справедливость которых он всецело признает, но изменить ее он не сможет. Я видел много примеров, как нормальные люди были доведены до состояния глубочайшей истерики, пытаясь с помощью разумных аргументов изменить позицию mudak-а. Может быть, mudak просто на самом деле более чувствителен, и аргументы для него не имеют веса, а лишь непосредственная душевная чуткость и объясняет устойчивость их позиций? Но это предположение не выдерживает никакой критики, так как mudak сам по себе глубоко чужд всякой чувствительности, он очень уважает рассудительность и, несомненно, способен отличить интеллектуально развитого человека от неразвитого.
Если mudak-а привлечь как постороннего эксперта, то он может очень даже успешно справляться со своими обязанностями. Вообще, несомненная профессиональная пригодность в областях, не требующих творческого подхода – это тот источник, из которого mudak черпает свои силы, и тот рычаг, пользуясь которым он часто проникает в сообщества здоровых людей. Жесткость ментальных конструкций mudak-а просто поражает воображение. Чем это может быть вызвано? Что делает mudak-а столь неспособным к озаренным восприятиям? Думаю, что причиной является перманентное состояние крайнего омрачения – настолько глубокого, что это недоступно нашему осознанию, ведь осознать – значит хоть в какой-то мере уподобиться, а уподобиться такой крайней форме омрачения попросту невозможно для того, кто не mudak.
Рассмотрим положение нормального человека, попавшего в сообщество mudak-ов. Первоначально наша жертва совсем не чувствует себя таковой. В большинстве случаев первые впечатления даже благоприятны. Если это, к примеру, сообщество по месту проживания (общежитие, гостиница, палатка в походе, или, не дай бог, mudak-ом является твой муж или жена, или родители и т.д.), то нормальный человек может даже вполне реализовать свою потребность в дисциплинированной, размеренной жизни. Mudak-и обычно имеют жесткий распорядок дня, последовательность их действий в быту часто твердо закреплена и при этом вполне логична. Любому нормальному человеку свойственна некоторая взбалмошность, непоследовательность в несущественных моментах – он может лечь спать раньше или позже, забыть почистить зубы или постирать вовремя белье, и т.д.. Для mudak-а такое невозможно. Он не просто следует жесткой структуре поведения, которую считает правильной, но и активно навязывает ее всем окружающим. Если ты, к примеру, не пошел умываться сразу после пробуждения, mudak тотчас же прореагирует – либо начнет читать нотацию совершенно серьезным, почти миссионерским тоном, либо начнет демонстрировать стервозное поведение. Стервозное поведение – это когда человек каждое движение выполняет так, чтобы это было замечено, чтобы оно выражало его негодование (например, чтобы раздался громкий неприятный звук), а выражение лица становится надменным, и все это сопровождается гиперобидчивостью и скандал вот-вот должен разразиться, но никак не начинается. Нормальный человек не может долго терпеть стервозность, ему кажется более простым пойти на уступку и следовать указанной ему линии поведения. Тем более, что, как я уже говорил выше, поначалу это даже воспринимается позитивно. Жертва думает примерно так: наконец-то и я установлю правильный режим жизни – так надоело не высыпаться, мне нравится чувствовать себя дисциплинированным, чистым, опрятным и т. п. В определенном смысле человек может действительно научиться от mudak-а вести более размеренный образ жизни, но mudak никогда не останавливается на достигнутом, и если поддаться ему хоть раз, то после твоего распорядка он примется за твои мысли и начнет регламентировать их не менее жестким образом.
Тот, кто имеет слабину, неуверенность в себе, тот подпадает под влияние гипнотической уверенности mudak-а в себе и своих взглядах на мир, и тогда он становится тем, что я называю «бытовая жертва mudak-а». Судьба бытовой жертвы mudak-а ужасна. Этот человек становится ареной беспощадной войны между жизнью и смертью. Жестко закрепленная схема взглядов на мир является гильотиной, автоматически режущей шею всему живому в человеке. Его психика, а затем и тело, искривляются и мучительно болят, причем жертва видит причину этих болей не в себе, а в своем теле или в несовершенстве окружающего мира. Бытовые жертвы mudak-а никогда не пытаются критически взглянуть на свои убеждения. Они относятся к типу «революционеров», преобразователей и т.п. Их способы изменить мир всегда кардинальны; реакция на несоответствие мира их моральным или каким угодно другим кодексам – агрессия и отвращение. Психологический мир бытовых жертв mudak-а обедняется до чрезвычайности, ведь они никогда не наблюдают себя, их внимание похищено и содержится на пайке отслеживания соответствия своего поведения схемам.
Я не буду здесь подробно вдаваться в детальное описание этой категории людей, добавлю лишь то, что как правило опыт общения с бытовыми жертвами mudak-а крайне печален – во-первых, потому, что ты быстро устаешь от их присутствия; во-вторых, они распространяют вокруг себя чувство глубочайшей неудовлетворенности и болезненности, а это заразно; в-третьих, они вызывают в тебе болезненное чувство жалости, видимо в силу того, что не видно какого-либо способа освободить их от их болезни. Только напор ОзВ и радостных желаний может разрушить изнутри тюрьму, в которой заключены эти несчастные. Так что если кто-то хочет помочь им, то целесообразно сначала посмотреть – не является ли это желание следствием твоего собственного заболевания, ну а в качестве лекарства рекомендую применять не столько рассуждения, сколько пребывание в ОзВ. Если ты испытываешь болезненную жалость к mudak-у – знай, что это наверняка означает, что ты заболел, в тебе поселился и живет вирус mudak-а и пытается управлять тобой. Если твое желание изменить его жизнь радостно, конструктивно, то все в порядке. В завершение этого фрагмента добавлю, что в наиболее тяжелой форме страдают мужья или жены mudak-ов, ну а если mudak – отец или мать какого-либо ребенка, то этому ребенку позавидуют только мертвые.
Я думаю, что легкая прививка в виде общения с ярким типом mudak-а полезна для каждого. Замечу, наконец, что mudak является прекрасной лакмусовой бумажкой для тех, кто напряженно ищет ОзВ; такие люди бережно относятся к возможности пообщаться с mudak-ом, ведь при этом всплывают все омрачения, которые только в тебе есть, и это прекрасная возможность выявить их и выкорчевать окончательно. Если в тесном общении с мудаком тебе удается сохранить ОзВ, значит твои достижения серьезны.
Теперь коснемся слегка сути взаимоотношений в сообществе, где mudak-и составляют силовое меньшинство. Практически в любом обществе находятся люди, которые жалеют mudak-ов. Если в окружении mudak-ов есть достаточно сильные и разумные люди, то вполне вероятна бескомпромиссная война, заканчивающаяся изгнанием mudak-а. Если нет – зараза уныния и нервозности может поразить всех.
Mudak в постели – существо деловитое и прагматичное. Не жди от него романтики, но если девушка имеет цель получить чисто технический опыт или, скажем, наиболее безболезненно осуществить дефлорацию, то mudak может оказаться весьма подходящей кандидатурой. Если, опять же, женщине для сексуального удовлетворения или для какого-то узкого сексуального опыта достаточно чисто механического добротного контакта, то mudak ей подойдет. Mudak-и могут быть опытными и искусными механизмами удовлетворения, им бывает доступно умение подолгу осуществлять половой акт, ведь чисто человеческой страстности у них нет, и сдерживаться им легче. Но если женщина думает, что mudak старается ради нее, то она глубоко заблуждается. Он старается в любом случае только для себя. Если в чувство собственной важности mudak-а входит искусство совершать фрикции, то он научится этому и может даже составить счастье для женщин, которым только этого и хочется от мужчины. Если нет – бойся его как огня – в постели он будет мерзким, похотливым садистом, часто столь утонченного характера, что фактически и придраться будет не к чему. К тому же mudak чудовищно прилипчив и обидчив в вопросах секса. Если ты перестанешь спать с ним, то большего врага у тебя не будет, причем пожизненно. Mudak достаточно легко может быть склонён к групповому или любому другому нетрадиционному сексу, вплоть до садомазохистских вариантов. Это также объясняется не широтой и интенсивностью его чувств, а просто отсутствием всяческого чувства к партнеру, так что даже комплексам негде поселиться в mudak-е. Впрочем, если мама ему сказала пятьдесят лет назад, что заниматься сексом – это плохо, то тут мы почти наверняка получим редкого моралиста и ужасающего ханжу.
Кстати, о маме. Я еще не встречал такого mudak-а, который не относился бы к своим родителям с величайшим пиететом. Я полагаю, что изучение отношений mudak-а с родителями может многое прояснить в анамнезе. Внешне mudak всегда вежлив и почтителен с родителями за исключением тех периодов, когда желчь заливает ему глаза, и тогда даже закоренелым индивидуалистам становится больно смотреть на то, с какой изощренной жестокостью попирается то, что только что было превыше всего. Родители mudak-ов также имеют, на мой взгляд, одну характерную особенность – они как правило весьма глупы и беспомощны, когда дело касается тонких аспектов взаимоотношений между людьми, и чрезвычайно стервозны. Когда смотришь на их страдания от детей, почему-то всегда кажется, что они этого заслуживают.
Итак, после всего сказанного, можно ли сказать, что проблема идентификации и обезвреживания mudak-ов продвинулась к решению? Как ни странно, точное и короткое определение mudak-а так и не найдено мною, и многие люди, перед которыми я ставил этот вопрос, так и не смогли родить ничего вразумительного, хотя постоянно кажется, что искомая формулировка вертится на языке и вот-вот найдется. С другой стороны, возможно и нет такой всеохватывающей формулировки в силу той простой причины, что термины, включаемые в нее, имеют расплывчатое толкование. Важно одно: если после прочтения этой главы ты почувствовал определенную уверенность, что в твоем окружении есть mudak – беги от него или изгоняй его – в этих отношениях нет будущего. Общество mudak-ов – это самый настоящий питомник всяческого рода омрачений, как концептуальных, так и всяких остальных.