Доктор авиценна и его ученик

Всесильный пророк

Молодой последователь лекаря Авиценны, глубоко его уважавший, некогда обратился к нему: «Величайший мой учитель! Все ученые, которых я знаю не сравняться с вами в уме и мудрости, которая, по-видимому, дарована вам свыше. Вы даже в чем-то больше, чем ученый, ведь обладать знаниями сразу в нескольких науках, таких как медицина, астрология, психология, и поэзия далеко не на обывательском уровне – это же просто верх совершенства. Неужели вы никогда не думали, что в пору и в пророки «податься»? Даже не сомневайтесь – люди непременно последуют за тобой. Ну, как же не вспомнить яркий пример, подтверждающий правоту моих слов? – Мухаммед-то был всего-то погонщиком верблюдов, а вон как сумел в людские сердца завоевать и повести народ за собой?!» «Не торопись, дорогой мой мальчик, – произнес на это наставник, – придет время, и я обязательно тебе все поясню».
(Полным-полно самых интересных и мудрых историй и статей)
Плавно осенняя пора поменялась на зимнюю. Природа бушевала не на шутку – стуж и холодов таких люди еще не видали. Бедный учитель Авиценна сильно захворал, вследствие чего отлеживался теперь в постели. Парень, задавший ранее столь волнующий его вопрос по поводу отношения учителя к его миссии в виде пророка, делил теперь с ним одну комнату.
Ночь. Авиценна, буквально, ссохшийся от лихорадочной болезни, грезил лишь о прохладной водице, в которой нестерпимо нуждался. «Ах, мальчик мой, – вымолвил, еле шевеля ссохшимися губами, учитель, – я так устал болеть, так измучился, но больше не в силах молчать, поэтому прошу тебя помочь мне и напоить меня водицей, на холоде она, правда, во дворе…»
Действия дальше должны были разворачиваться с непременным выходом юноши на улицу, где, как известно, мороз стоял несусветный, поэтому, не вдохновившись такой перспективой, ученик просто не отреагировал должным образом на просьбу мастера и просто залез под одеяло с головой, будто спрятавшись. «Вы же сами неплохо в медицине разбираетесь, – начал отговариваться ученик, – как же могу допустить, что вы холодную воду будете пить при таком неважном состоянии – это же вам не лекарство, даже наоборот…»
Ссохлось все во рту наставника до такой степени, что терпеть было уже не в мочь. «Да мне не найти лучшего средства для лечения, чем вода. То, что она холодная – это ничего…»
Но молитвы учителя не тронули юношу и слова, произнесенные наставником, лишь заставили его содрогнуться, ведь картина «добывания», нарисованная его воображением, была ужасна. Ученик нашел выход из щекотливой ситуации и стал уверять наставника, что при лихорадке ледяной водой не лечатся. Не будучи дилетантом в области медицины, Авиценна стал разубеждать своего оппонента в обратном, доказывая противоположную точку зрения, а именно то, что кроме воды ему сейчас мало что поможет. Дискуссия не кончилась вплоть до самого утра.
Когда взошло солнце на башнях минарета, зазвучал муэдзин, свидетельствующий для верующих людей о том, что нынче необходимо совершить омовения согласно «предписаниям» пророка. Склонив головы к Мекке, люди начинают читать молитвы из Корана – так заканчивается священный обряд. Ученику непременно надо было совершить предписанный его верой обряд омовения, поэтому-то он так быстро собрался и поспешил во двор, где, сколов, намерзший на колодец лед, набрал воды. Как и положено, обряд он заканчивал чтением молитв, стоя на коленях.
Все молитвы ученик прочитал, как и полагается, после чего наставник обратился к нему: «Ты, мой ненаглядный друг, наверняка помнишь, как интересовался у меня, почему же я не желаю стать пророком при моих способностях. Пришло время ответить тебе на твой вопрос. Погонщик верблюдов, великий Мухаммед, ушел из жизни давным-давно. Ты «поддаешься» именно его словам, которые, несомненно, обладают духовной силой и властью, заставляя совершать тебя героические поступки, например, в мороз, коих наши старейшины не припомнят, выбежать во двор и там совершить омовение с последующим чтением молитв Корана. А вот стакан воды из того же колодца, в котором ты брал воду для омовения, ты ночью мне набрать не смог, или не захотел… Хотя, как своего учителя, ты меня уважаешь и почитаешь. Я не стремился никогда стать пророком, хотя учености и мудрости, возможно бы, и хватило, но одну, самую примитивную причину, по которой я никогда не взвалю на свои плечи подобную миссию, ты видел!»
Из повествования необходимо вынести только одно: Часто врачей сравнивают с Богами, верят и поклоняются им, но врачи – не пророки…
Другие статьи, притчи, истории: Странный способ применения призирвотива.

Оставьте комментарий