В. В. Гуленко, 17. 11. 1997, Киев
Опубликовано: «Соционика, ментология и психология личности», 1998, №1.
1. Сферы общественной жизни
Общественную жизнь в целом будем называть социетальной системой. Эта общая система, очевидно, состоит из нескольких подсистем. Что это за подсистемы и сколько их?
И. Кант считал, что философия изучает троичный мир, состоящий из истины, добра и красоты. Эти ценности он поставил в центр своих главных произведений ” «Критика чистого разума», «Критика практического разума», «Критика способности к суждению». Но почему отсутствуют такая прозаическая ценность как польза?
У Питирима Сорокина, разработавшего обширную теорию социальной стратификации, общественная жизнь сводится к трем подсистемам: экономической, политической, профессиональной. А где же сфера психологическая?
Т. Парсонс предложил свой вариант интегрального взгляда на общественную жизнь человека. Его система действия включает не три, а четыре равноправных подсистемы ” биологическую, личностную, культурную и социальную. Экономика, по Парсонсу, входит в качестве подсистемы более низкого таксономического уровня в социальную подсистему.
Для Н. Лумана социетальная система делится на три сектора, которые представляют собой одновременно три последовательно сменяющих друг друга исторических этапа в её циклическом развитии: политика ” экономика ” духовная сфера.
Обобщая эти подходы, я воспользуюсь для целей настоящего исследования следующим четверичным делением социетальной надсистемы:
- политическая система,
- экономическая система,
- психологическая система,
- интеллектуальная системы общественной жизни.
С точки зрения соционики, такое структурирование аналогично выделению в исследуемом объекте четырёх функциональных сторон ” сенсорной (политика), логической (экономика), этической (психика) и интуитивной (интеллект).
2. Четверичное градуирование подсистем
2.1. Политическая система общества сосредотачивается вокруг центрального понятия «власть». Формы осущетвления власти, т. е. политический режим отражается в коммуникативных приоритетах четырёх квадр.
Авторитарная власть (монархия, олигархия, бюрократия, харизма) характерна для второй квадры. Демократическая власть (либерализм, федерализм, парламентаризм) воплощается в третьей квадре. Меритократия (власть, полученная за заслуги) имеет под собой надёжную почву в четвертой квадре. Первая квадра не имеет особой формы политического режима. Она предполагает прямое участие всех, чьи интересы затрагиваются, в выработке решения по спорным или сложным вопросам по типу семейного совета.
2.2. Экономическая система общества строится на базе различных форм собственности. Для целей нашего градуирования нужно различать собственность материальную и интеллектуальную. Формы собственности удачно описываются при помощи так называемых стимульных групп. Сенсорная экстраверсия соответствует крупной материальной собственности. Сенсорным интровертам органично владеть мелкой материальной собственностью. И первые, и вторые проявляют интерес к интеллектуальной собственности лишь тогда, когда она приносит денежные доходы, которые затем обращаются все в ту же материальную собственность.
Интуитивные экстраверты настроены на владение крупной интеллектуальной собственностью. Именно в их среде типично разгорание споров об авторстве той или иной идеи. В отношении материальных средств им больше всего подходят формы косвенного владения, в частности, ценные бумаги, аренда. Интуитивные интроверты являются наиболее скромными собственниками: им достаточно владеть небольшой, но качественной интеллектуальной собственностью. Для них мир материальных вещей настолько обременителен, что они уступают владение им своим сенсорным антиподам, а сами превращаются просто в наемных работников.
2.3. Психологическая сфера. В отношении психологии личности прежде всего обращают внимание на проблему лидерства. Н. Амосов вообще считает что психологические различия между людьми можно свести к их классификации всего на две категории ” лидеров и ведомых. Эта сторона личности ещё со времен античности отражалась в учении о темпераментах. К лидерам принадлежат экстравертные темпераменты (холерик и сангвиник), а к ведомым ” интровертные (флегматик и меланхолик). Чтобы получить четверичное градуирование, нужно учесть то обстоятельство, что психология делит лидеров на формальных и неформальных. То же самое следует применить и к ведомым. Тогда будем иметь четыре психологических типа: формальные лидеры (холерики), неформальные лидеры (сангвиники), формальные исполнители (флегматики) и неформальные исполнители (меланхолики).
2.4. Интеллектуальная сфера в обществе связывается обычно со степенью образованности человека и мере умственного компонента в его профессиональной деятельности. Эту сторону социетальной надсистемы отражают соционические установки на род деятельности. Наименьшей степени профессиональной подготовки и уровня умственной деятельности требует занятость в сфере обслуживания и простого ручного труда (аграрное общество). Человек биологических потребностей полностью исчрпывается социальной установкой. На ступеньку выше стоит техническая подготовка, которая отвечает управленческой установке в социоанализе (индустриальное общество). Еще выше по умственной сложности стоит сайентистская подготовка (информационное общество). И, наконец, четвертая, высшая интеллектуальная ступенька представляет собой гуманитарный уровень мышления, который синтезирует в себе все три предыдущих на основе антропного (человек как центр социетальной системы) принципа.
3. Девиантное поведение и аномия
Глубинная причина девиантного (отклоняющегося от нормы) поведения состоит в обострении противоречия между внешнеобусловленным статусом человека, с одной стороны, и внутренне-присущим ему архетипическим потенциалом, с другой. Проще говоря, назревает конфликт между побуждениями и возможностями, целями и средствами, уровнем притязаний и социальными ограничителями. В конечном итоге, речь идёт о конфликте человека и общественной среды. Эту причину девиаций впервые развернуто обосновал американский социолог Р. Мертон.
Острота этого базового конфликта варьирует в промежутке между двумя крайними положениями.
1. Максимальная напряженность, возникающая при крайнем расхождении социетального и архетипического статусов большинства членов данного общества. Такая ситуация в обществе складывается при минимальном разделении труда и максимальной мобильности населения. Она в больших масштабах формирует девиантное поведение, что приводит в конечном итоге к краху старой системы ценностей и аномии.
2. Минимальная напряженность, когда социетальный и архетипический статусы большинства членов данного общества совпадают. Такое состояние (гиперстабильность) возможно при максимальном разделении труда и минимальной мобильности населения. Девиаций практически нет, но нет и развития, движения вперед. Этой модели отвечает кастовое общество, идеальное государство Платона.
Состояние социума | Расхождение статусов | Социальная напряженность | Социальная мобильность | Разделение труда |
---|---|---|---|---|
аномия | большое | высокая | большая | малое |
стабильность | малое | низкая | малая | большое |
Резюме
Социетальный статус личности характеризует положение человека во внешнем мире. Он представляет собой набор рангов по четырем социетальным измерениям ” политическому, экономическому, профессиональному и психологическому. Эти шкалы проградуированы на четыре интервала каждая.
В политической подсистеме движение идёт в сторону постепенного отмирания государственной власти: от авторитаризма (высший ранг) через выборную демократию к меритократии и прямой демократии (низший ранг). Аномия ” переходное состояние между старой и новой формами политической власти.
В экономической подсистеме четырьмя градациями выступают вид и размеры собственности, которой владеет человек. Крупная материальная собственность (высший ранг) сменяется мелкой, затем вытесняется крупной интеллектуальной и завершается цикл малой интеллектуальной собственностью (низший ранг).
В профессиональной сфере выстраивается обобщенный ряд профессий по приносимым доходам, начиная с менеджеров (высший ранг), затем идут журналистика и искусство, ещё дальше отстоит интеллектуальный труд в науке, и завершает ряд обширный набор массовых профессий, не требующий выдающихся умственных или художественных способностей (низший ранг).
В психологической сфере ранжирование чаще всего производится по энергичности человека, благодаря чему он способен выполнить роль лидера в той или иной сфере деятельности. Люди наиболее энергичные и работающие систематически претендуют на роль формального лидера (высший ранг), энергичные, но не систематичные имеют больше всего шансов стать неформальным лидером.
Затем следуют исполнители, которые так же могут быть формальными (обладающие уравновешенным и стабильным по работоспособности темпераментом) и неформальными, которые исполняют свою роль лучше при отсутствии постоянного формального контроля (низший ранг шкалы лидерства).
Человеком движет плохо осознаваемое желание ликвидировать разрыв между своим внутренним и внешним статусами в малых и больших группах, в которые он реально включен. Чем в большем количестве групп внутренний и внешний статус индивида совпадают, тем в лучшей физической и психологической форме он находится.
В противоположном случае он испытывает когнитивный диссонанс (Л. Фестингер, 1957 г.) ” нарушение баланса между элементами его когнитивной структуры, что толкает его к поиску способов избавления от психологического напряжения. Эти способы бывают как положительными, так и отрицательными с точки зрения господствующих социальных норм. В любом случае они ведут к конкуренции и в конечном итоге развитию или краху всей социетальной системы.
Литература
- Рассел Б. История западной философии. Т. 2. М.: «МИФ», 1993.
- Сорокин П. А. Человек. Цивилизация. Общество. Пер. с англ. ” М.: Политиздат, 1992.
- Амосов Н. Соционика ” наука ради науки… В: Социон, #2, 1997, с. 20 ” 25.
- Гуленко В. В., Тыщенко В. П. Юнг в школе. Соционика ” межвозрастной педагогике. Издательство Новосибирского университета, 1997.