II часть. КВАДРИРУЮЩИЕ ПРИЗНАКИ
Следующий после дуализации уровень кристаллизации общества — квадрация. Это — объединение диад (Д) квадры (К). Квадрация дает возможность лучше использовать ИПЭ отдельных индивидуумов за счёт появления дополнительного мобилизационного коэффициента (КМ). Благодаря ему то же количество ИПЭ дает больше ИКЭ. То есть увеличивается коэффициент полезной дея¬тельности (КПД) информационного механизма психики. Потому что, когда модель А квадрирована, такты ИМ приносят дополнительную ИКЭ за счёт лучшего использования ИПЭ. Уже не говоря о том, что и самой ИПЭ в этих условиях из-за более активной и подвижной жизни можно набраться больше.
В квадре — две квадральные диады. (Участников квадры обычно называют квадралами, говорят — «мой квадрал»). Одна из них из I-го кольца социального прогресса (СП), другая из II-го. Восемь диад делятся на четыре квадры или четыре пары квадральных диад (рис. 20).
Рис.20
В каждой квадре — четыре интертипных — квадральных отношения: отношение дополнения, отношение активации, зеркальное и отношение тождества. Последнее имеет место, когда в квадре больше четырёх человек.
Тенденция квадрации в обществе заметна постоянно: с представителями собственной квадры контактируют легко и с удовольствием, это активизирует, контакта с другими часто стараются просто избежать, потому что они всегда в какой-то мере утомляют. Это и понятно, если при кооперации с квадрами КПД увеличивается, то в отношениях с другими он чаще всего уменьшается.
Основой квадрирования является тождество вербальных блоков: ЭГО и СУПЕРИД квадралов. В соционе только две диады, вербальные блоки которых из тех же полутактов. Ради большей наглядности перечислим все п/т вербальных блоков:
Примечание. Следует обратить внимание, что в каждой последующей квадре два п/т меняются, а два остаются неизменными.
Квадрирование происходит по тому же принципу, что и дуализация.
Просто в рис.7 нужно внести что-то дополнительное. Для этого обобщённую модель А диады нужно разделить на такие же блоки, как это было с моделью А отдельного индивида (рис.21).
Рис. 21
Два вертикальных блока — А и Г (в рамочке) назовем константными оценочными, остальные — Б и В — ситуативными.
Два горизонтальных блока: I и III — вербальными, II и 1V — кооперативными.
В данном разделе нас интересуют только новые вертикальные образования — оценочные и ситуативные блоки.
Во-первых, как они появились? Появились от слияния инертных и контактных блоков обоих дуалов. Ведь ” ” > у (ИЛЭ) — инертно, а у (СЭИ) — контактно. ” ” > у (ИЛЭ) — контактно, у (СЭИ) — инертно.
Другими словами:
ментальный инертный блок | оценочные блоки диады |
витальный контактный | |
ментальный контактный блок | ситуативные блоки диады |
витальный инертный |
Что это означает на деле? В чем разница оценочных и ситуативных полутактов в жизни человека и диады?
В константных оценочных полутактах есть определённое постоянство. По ним человек старается получить высокую оценку за собственные качества или собственную активность. Именно по ним он оценивает и других. Например, Альфа 1 (т.е. 1-я диада квадры альфа) оценивает других по их,,, . Их неизменно интересуют способности и физические потенциальные силы других людей, связывающие их чувства симпатии, самочувствия людей в данном пространстве и их работа. По ментальному кольцу разбираются лучше и потому оценивают других, по витальному кольцу сами ожидают оценки. Но всегда стараются во всем этом разобраться и иметь собственное мнение. Если не для других, то хотя бы для себя. Все это — нечто постоянное, константа — и в себе, и в людях, и в окружении. А вот п/т,, и у них ситуативные, определяемые лишь ситуацией. С их точки зрения человека нельзя оценивать ни по проявляемой им воле или по внешности, ни по эмоциям и переживаниям или громкости голоса, ни по занимаемому в системе месту, ни по времяпрепровождению. Все ситуативные п/т как бы резиноподобные. За то же время эти люди могут успеть и очень много и очень мало. То они элегантны, то нет. То демонстрируют пример того, как брать в руки себя и других, то становятся примером послушности и уступчивости или несобранности. То у них много знакомых, то — никого. То говорят громко, то — нет. Оценочные полутакты — что-то наподобие образа жизни или даже образа повседневной жизни диады. Того, что, например, ни в коем случае не ожидает благодарностей, а лишь оценочного признания. Благодарности нужны за проявление внимания и благожелательности ситуативных п/т, потому что требуют поощрения. А образ жизни поощрения не требует.
Квадрация — это как бы дополнительная накладка или дополнительная педаль для превращения ИПЭ в ИКЭ. Педаль, которая образуется за счёт контактов оценочных и ситуативных блоков двух квадралов. Этот дополнительный мобилизационный механизм можно изобра¬зить примерно так, как на рис.22:
Рис. 22
В общем — такие же блоки-лопасти, как на рис. 7.
Инь”яньские размышления. Пара меридианов, один из которых является иньским (прием информации), второй яньским (дача информации), образуют один полутакт информационного метаболизма (уровень полутакта).
Два полутакта, один из которых принимает информацию (акцепт), другой — дает (продукт), образуют блок (уровень блока).
Инертный блок можно считать принимающим информацию, контактный — выдающим (уровень кольца).
Оценочные блоки можно считать принимающими информацию, ситуативные — выдающими (уровень диады).
Ментальное кольцо можно назвать акцептным, но это правильно лишь в отношении воспринимаемой информации, на основе которой действует витальное кольцо дуала. Что же касается физической активности того же ментального кольца, то она продуктивна и следует за автоматической активностью витального кольца дуала. Почему она автоматическая? Происходящее во внешнем мире рождает и это одновременно:
1) мысль в ментальном кольце
2) двигательные реакции в витальном
Двигательная активность витального кольца такая же автоматическая, как мыслительная активность ментального.
Можно ли определить, кто в квадре играет акцептную или продуктивную роль? Думаю, что попеременно. А если так, то квадра вносит новое качество — попеременность ролей! В общем, по-видимому, социальность человека рождается в квадре вместе с появлением попеременности социальных ролей.
Поэтому она дает чувство участия в социальной жизни без участия в каких-либо формализованных организациях. И без формализованного лидерства. Этот комфорт человеку могла обеспечит любая община. И к этому совершенно неспособно современное индустриальное общество. Причина так называемого отчуждения чело¬века — отсутствие возможностей сплачивать.
У квадрированного индивида появляются информационно-энергетические излишки. Это так называемый «рост» — рост личности, интеллекта, кругозора, сущности, тонкости и т. п. С теоретической точки зрения — это просто расширенное вос¬производство ИЭ у отдельного человека и общества в целом.
Активность в квадре сопровождается особым наплывом сил, твор¬ческим самораскрытием и даже своеобразной эйфорией.
Однако настоящего социального прогресса одна квадра не рождает. Для этого нужен СОЦИОН, о котором речь пойдет в третьей части данной работы.
Пользу от квадрирования можно изобразить с помощью очень условной схемы (рис. 23).
Рис. 23.
Здесь три индивида А, В и С, которые имеют то же самое количество ИПЭ — 300 битов. Однако недуализированный индивид способен пре¬вратить в кинетическую энергию только около 1/2 своей ИПЭ, а исполь¬зовать — и того менее. Процент использования его информационной энергии около 25% (75 от 300). Дуализированный индивид уже мобилизует около 2/3 своей ИПЭ и её способен использовать. Это около 67% его потенциальных информационных возможностей. Квадрация к этому способна прибавить ещё 33%, что и видно на примере индивида С.
Возможно, когда-либо сумеем составить математически 6олее правдоподобную таблицу. Здесь же мне только хотелось показать, как я вижу получаемый за счёт квадрации энергетический прирост.
Как при дуализации, так и при квадрировани и какой-то энерге¬тический эффект получается только за счёт столкновения противоположных начал: константной оценочности и ситуативности.
После всех этих вступлений можно приступить и к наложению квадрирующих признаков, таблица с которыми на рис. 24.
Рис. 24
II часть таблицы Рейнина.
Квадрирующие квадральные признаки
III часть таблицы Рейнина.
Соционирующие квадральные признаки
II такт. IX признак. Лево-правая квадральная мобилизация
Как известно, 16 типов ИМ или восемь диад ИМ объединяются в два кольца социального прогресса. (Более подробно см. «Интертипные отношения», 1980 г.). Кольца имеют противоположные направления. Противоположные направления дают определённые противоречия, трение, что является дополнительным средством мобилизации их ИПЭ и лучшей обеспеченности ИКЭ. Представителей первого кольца будем называть левыми, представителей второго — правыми (рис. 30).
Рис. 30 (прим. ” нумерация, как в оригинале!)
Постараемся механизм квадральной мобилизации показать более наглядно на примере ментальных динамических колец, хотя бы и в зеркальном отношении. См. рис. 31. Они совершенно тождественны, пока не учитываем их противоположного знака и проти¬воположного направления. Противоположность знака и есть та великая притягательная сила, которая их тянет друг к другу. Можно доба¬вить, что причиной активации в квадре является разница: что у одного квадрала оценочно, у другого — ситуативно.
Рис. 31
Попробуем разобраться в типальных различиях, причиной которых является принадлежность диады к одному или другому кольцу. По-моему, эта принадлежность накладывает на образ мышления человека определённый, пока довольно трудно уловимый отпечаток.
С нашей точки зрения, последовательность мышления человека определяется порядком п/т ЭМ в кольце модели А, который в этих кольцах СП является обратным: в первом — левым, во втором — правым. Это показано на рис. 32.
Итак, в первом кольце от потенции (интуиция) к движению и статике (логика), от них к мобилизации (сенсорика) и дальше к взаимному притяжению-сталкиванию из-за внутреннего возбуждения (этика). Во втором кольце этот порядок обратный.
Если в итоговом ряду на рис. 32 упразднить белые п/т, получаем упрощенную, но может быть, более понятную картину этих различий.
Рис. 33
В первом кольце потенциальная энергия сразу используется в труде, после чего появляется ИКЭ, которая возбуждается, подвергается внутренней мобилизации (М). Во втором кольце СП ИПЭ, во-первых возбуждается, превращается в ИКЭ, после чего используется в работе. Это самый нормальный ход энергетического метаболизма. Если источником потенциальной энергии является топливо или — человек. Тогда потенциальная энергия зажигается, превращается в кинетическую и используется в работе.
В первом кольце ход противоположный. Наличие потенциальной энергии ведёт прямо к работе. Это поймем лишь после того, когда представим, что потенциальная энергия — сырье, к которому прибавляется труд человека ради изготовления подходящих для потребления объектов.
Но чем отличается картина мира людей с таким вот противоположным расположением полутактов ИМ? Моя гипотеза на сегодня такая. Социальное воспроизводство образовано из двух составных частей: 1) воспроизводства средств производства и средств потребления и 2) воспроизводства самого человека, его рабочей силы. На¬верное, интеллект представителей I-го кольца СП в основном обращен к материальному воспроизводству. Они мыслят о полезных качествах () разных объектов, в т.ч. человека, которые в процессе труда () превращаются в пригодные для употребления объекты () ради эмоционального () воодушевления людей. Интеллект же представителей второго кольца СП обращен к проблемам воспроизводства рабочей силы и культуры общества. Они мыслят о физических и духовных качествах людей (), о способах их воодушевления, мобилизации (), благодаря чему их кинетическая энергия приобретает определённые качества () и используется в труде () ради последующего расширенного воспроизводства физических и духовных способностей () человека.
Возможно, левых больше волнует объективное, в том числе бесполезная трата земных богатств, правым кажется, что самое важное на земле — человек с его воодушевлением и потребностями. Возможно, у левых склонность к выискиванию новых материальных ресурсов и новых объективных закономерностей, приспособление человека к природе, у правых — новых богатств в человеческой личности. Возможно, творчество мысли левых в основном направлено на материальный базис общества, правых — на изучение и формирование духовных и материальных потребностей людей. Возможно, у правых есть способность за¬ботиться о человеке просто потому, что он человек, а не потому, что его активность нужна обществу. Все это следует изучить. В настоящее время достоверным является лишь то, что в чем-то между ними существенная разница и что в её основе — противоположное на¬правление ИМ.
Про то, как в конкретном поведении людей или их отношениях с окружением отражаются их принадлежность к одному или другому кольцу СП, пока почти ничего не знаем.
Но предполагается, например, что левые — большие домоседы и с большим удовольствием принимают гостей у себя дома, на своей территории, чем покидают её и навещают других; правые, наоборот, обычно с большим удовольствием ходят к другим, чем принимают у себя.
Примечание. Что мне совершенно непонятно — это значение противоположности направления в кольцах модели А диад и направления того кольца СП, к которому они относятся. Это должно что-то дать, то есть отразиться на каких-то свойствах людей, на чем именно —пока не знаю.