Этапы развития общества и социальные миссии типов
Поскольку можно проследить соответствие перинатальных периодов развития смене 4-х квадр в обществе, то каждый основной период, в свою очередь, можно разбить еще на четыре, соответствующие каждому из четырех типов всех квадр. Мы предполагаем, что поскольку существует 16 моделей энергоинформационного обмена, может существовать и
16 этапов эволюционного процесса развития общества. Каждый такой этап, как и каждый социотип, выполняет свою миссию в процессе эволюции общества. Это происходит подобно тому, как проходит перинатальный период развития ребенка – от его зачатия до начала приобретения навыков жизни в социуме.
Мы сделали попытку отразить 16 этапов общественного развития и, аналогичные им социальные миссию типов с биологической позиции.
Последовательность этих этапов зависит от их характера по следующей причине:
В природе процессы постепенного развития событий сменяются периодами внезапных, стихийных и бурных событий. Например, смена времен года – закономерное, эволюционное событие, а наводнение – стихийное, инволюционное. Типы личности по тем же природным законам тоже делятся на две группы: эволюторов – неуклонно и постепенно идущих к цели, и инволюторов – действующих скачкообразно. При этом экстраверты в любом случае более динамичны, они легче начинают, но менее охотно завершают начатое.
К эволюторам-экстравертам относятся типы: Новатор, Наставник, Политик, Управляющий. К эволюторам – интровертам: Посредник, Инспектор, Критик, Гуманист.
К инволюторам-экстравертам относятся: Коммуникатор, Лидер, Экспериментатор, Вдохновитель. Инволюторы-интроверты, это – Аналитик, Лирик, Хранитель, Мастер.
На одном витке спирали развития начинают (инициируют) процесс инволюторы, в первую очередь экстраверты, а терминируют (заканчивают) – эволюторы, особенно интровертные. На другом – наоборот, начинают эволюторы, чаще экстраверты, а заканчивают инволюторы – интроверты. Поэтому и социальные миссии, не изменяя своего содержания, могут меняться местами.
Мы рассмотрим инволюционную модель развития, давшую когда-то первый толчок к дальнейшему развитию общества. Поскольку социальные миссии типов проявляются в рамках их квадры, мы будем их рассматривать в контексте социальной миссии каждой квадры.
1-Я КВАДРА – начало процесса развития.
Стадии:
1. Зарождение. Чтобы положить начало жизни, необходим порыв страсти, радость и наслаждение, способствующие зарождению новой жизни. Самый яркий носитель Эроса как симбиоза нескрываемых и действенных чувств и ощущений – Коммуникатор. Это – образ матери, без которой не появились бы на свет изобретатели, гуманисты, предприниматели и полководцы. Таким образом, физическая любовь – это начало начал. Ее символизирует сама природа в образе типа личности ЭСЭ.
2. Созидание. Построение новой структуры, то есть новой жизни, формирование скелета будущего ребенка. Это образ отца, реализующего свою миссию только при наличии матери-природы, дающей ему для этого почву, свое благословение и любовь. Это – тип ЛИИ – “Аналитик”.
3. Развитие. Обобщаются знания для дальнейшей эволюции, идет продолжение творческого процесса создания нового организма. Синтез имеющегося и построение на его основе новых клеток организма. Стремление к гармонии закономерностей – та же идея равенства и братства. Тип ИЛЭ -“Новатор”.
4. Гармонизация. Достижение гармоничного единства матери и ребенка, обьединение разных организмов в единое целое. Радость бытия вследствие гармонии чувств и ощущений. Завершение первого этапа – зарождение и вынашивание нового. Тип СЭИ – “Посредник”.
2-я КВАДРА – реализация цели.
1. Организация. Решительный, хорошо скоординированный толчок для воплощения задуманного плана в жизнь. Это – как начало родового процесса: радикализм, воля к завершению дела, борьба и азарт победы любой ценой. Тип – носитель такой миссии – СЛЭ “Лидер”.
2. Оптимизм. Устремленность в будущее, вера в успех несмотря ни на что. Терпимость, умение приспособиться к выживанию в трудных условиях. Промежуточные периоды расслабленности во время схваток. Безмятежная покорность судьбе. Тип ИИЭ – “Лирик”.
3. Идеология. Идеализм и одновременно борьба противоречий дают энергетический импульс, который приводит к рождению объединяющей всех веры в необходимость трудной миссии, внушают готовность к испытаниям и к жертвам ради осуществления идеи.
Тип ЭИЭ – “Наставник”.
4. Упорядочивание. Координирование действий и создание системы жизнеобеспечения для выживания в трудных условиях. Тип ЛСИ – “Инспектор”.
3-я КВАДРА: Реформаторство.
1. Решимость. Новаторский дух, поиск новых путей для выхода из сложной ситуации. Готовность к риску ради возникающих перспектив, смелость первопроходца, активность, деловитость. Ощущение безысходности сменяется энтузиазмом в преодолении трудностей. Тип ЛИЭ – “Экспериментатор”.
2. Осмотрительность. Воля к преодолению трудностей в реализации задуманного. Осторожность в рискованных предприятиях, стойкость, выдержка, умение сохранить достигнутое, сопротивление разрушительным тенденциям. Тип ЭСИ – “Хранитель”.
3. Реализация. Активность, дипломатичность и целеустремленность приводят к достижению цели и вызывают чувство удовлетворенности победителя, разрушившего старую систему. Тип СЭЭ – “Политик”.
4. Адаптация. Рождение нового способствует релаксации и вдумчивости, осторожности и рассудительности, готовности к познанию нового мира и вместе с тем некоторой критичности к необычному положению вещей. Тип ИЛИ – “Критик”.
4-я КВАДРА – совершенствование достигнутого и завершение определенного процесса.
Этот период символизирует развитие ребенка на первом этапе жизни, когда он еще не оборвал свою биологическую связь с матерью. Следующее затем начало осмысленной жизни ребенка – это новый процесс развития.
1. Информация. Подобно тому, как крик младенца информирует о происходящем с ним, носитель этой миссии тоже становится как бы рупором нового. Начало нового этапа сопровождается поиском разных возможностей для дальнейшего развития личности. Становятся необходимыми сообразительность и догадливость при столкновении с необычной и неординарной ситуацией. Формируется интуитивное понимание еще скрытой сути вещей и отношений. Тип ИЭЭ – “Вдохновитель”.
2. Рационализация. Поиск новых технологических решений для общего развития и выживания. Формируются первые практические навыки для выживания в сложных условиях. Игрушки – первые инструменты для развития способностей рационализатора. Ощущение дискомфорта, связанное с голодом, мокрыми пеленками, или тесным пеленанием вызывает стремление к комфорту, покою и безопасности. Тип СЛИ – “Мастер”.
3. Совершенствование. Усердная тренировка различных навыков и постижение сложной науки жить: сидеть, ходить, получать желаемое и т.д. Совершенствование способности к выживанию в сложных условиях непредсказуемого внешнего мира. Стремление к комфорту и удовлетворение потребностей, первые моменты наслаждения плодами усилий. Тип ЛСЭ – “Управляющий”.
4. Оценка. Подобно тому, как ребенок учится различать доброе и злое отношение, носители этой миссии обостренно воспринимают любую несправедливость, постоянно оценивая про себя поступки других. Их первые слова – путь к взаимопониманию. Формируется любовь и внимание к близким. Вместе с тем – требовательность к добросовестному выполнению своего долга другими, страдание при невнимании к себе со стороны других. Тип ЭИИ – “Гуманист”.
Мы рассматривали в основном положительные стороны типов личности в связи с соответствием их информационных моделей этапам развития. При неблагоприятных условиях развития отрицательных качеств может оказаться больше, чем положительных. Любая медаль имеет оборотную сторону. Так, волевая сенсорика, способная к преодолению любых препятствий, может обернуться безоглядной жестокостью. Сенсорика ощущений – привести к сексуальной распущенности, а этика эмоций – к истеричности. Интуиция способностей может позволить развиться самомнению, а интуиция времени – лени и апатии, хотя в хорошем проявлении она дает стимул к духовному развитию. Деловая логика может обернуться жадностью, а структурная логика – эгоизмом и уверенностью в несомненной правильности своих поступков, пренебрежительным отношением к чувствам и потребностям других. Даже этика отношений может привести к конформизму и беспринципности, а дипломатичность – к манипулятивности.
Наши достоинства – продолжение наших недостатков, и наоборот. В каждом человеке есть хорошее, переходящее в плохое. так же и в течении природных и исторических процессов. Та же инволюция может проявляться губительно, как извержение вулканов и землетрясения, а может и положительно. Эволюция, не нарушая естественных ход событий приводит к орошению земли дождями и созреванию урожая, но она может послужить причиной застоя воды и образования болот, если люди не будут их осушать искусственными методами.
Оба процесса дополняют друг друга, хотя различие в их проявлениях может порождать дисгармонию, а между представителями разных направлений – непонимание. Это явление также сказывается на интертипных отношениях.
Л И Т Е Р А Т У Р А
- Аугустинавичюте А. Модель информационного метаболизма. Литва, 1980.
- Аугустинавичюте А.” Социон “; ” Теория интертипных отношений”. – Отдел рукописей Библиотеки Литовской АН, 1982г.
- Букалов А.В., Бойко А.Г.,”Соционика: Тайна человеческих отношений и биоэнергетика”, Киев, Редакция газ.”Соборна Украина”, РАПО, Укрвузполиграф, 1992г.
- Букалов А.А. О механизме формирования функций ИМ в процессе рождения индивидуума, ж-л “Соционика, ментология и психология личности”, МИС, 1(4), 1996г.
- Гуленко В.В., “Менеджмент слаженной команды”, Новосибирск, 1995г., РИПЭЛ.
- Гуленко В.В., Молодцов А.В. Основы социоанализа. К., 1991.
- Гуленко В.В., Молодцов А.В. Введение в соционику. К., 1991.
- Гуленко В.В. Как назвать социотип? ж-л “Соционика,ментология и психология личности, МИС, З, 1995г.
- Гуленко в.В. Квадры и их социально-психологические особенности, ж-л “Соционика, ментология и психология личности, МИС, 1,1994г.
- Овчаров А.А. Соционика – путь к личности. К.-Новосибирск, 1993.
- Овчаров А.А. Экстраверсия-интроверсия программной функции, ж-л “Соционика, ментология и психология личности, МИс, 3, 1995г.
- Юнг Г.К. Психологические типы. М., 1992.