Целевые группы – триады соцпрогресса (Мегедь)

ЦЕЛЕВЫЕ ГРУППЫ – ТРИАДЫ СОЦПРОГРЕССА

ПРИНЦИПЫ ОБРАЗОВАНИЯ И СМЕНЯЕМОСТИ ЦЕЛЕВЫХ ГРУПП СОЦПРОГРЕССА, ИХ ХАРАКТЕРИСТИКИ И НАЗНАЧЕНИЕ.

(Основы методики для создания динамичной и слаженной работы коллектива)

Основными социальными механизмами развития общества являются отношения социального заказа и социальной ревизии. А.Аугустинавичюте назвала их асимметричными отношениями, которые не предполагают равенства позиций и полного взаимопонимания. В астрологии также существуют асимметричные отношения. Например, в структурном гороскопе Г.Кваши подобные отношения описаны под названием векторных союзов, в которых один из партнеров – лидер (хозяин), а второй – ведомый (слуга).

Если попытаться объективно оценить принцип взаимодействия родителей и детей, можно также заметить асимметричность этих отношений. При этом, в роли ревизора по отношению к ребенку выступает тот родитель, который более строг, обычно это – отец, но бывает и мать (по Э.Берну это “Родитель”), а в роли заказчика выступает менее критично настроеный воспитатель (по Э.Берну это “Взрослый”). Асимметричность этих отношений заключается в неравенстве позиций родителей и детей не только в период воспитания, но и после, на протяжении всей жизни. Так, например, родители отдают своим детям неизмеримо больше сил, времени, материальных ресурсов, любви и заботы, чем получают в ответ. Дети отдают все то же самое, в свою очередь, своим детям, а у их родителей остается лишь чувство неудовлетворенности и непонятости. Это – стадия обратной ревизии и заказа. На первой стадии, наоборот, страдают дети от того, что родители навязывают им свои ценности и не всегда способны понять и принять индивидуализм и свободу выбора своих детей. Поэтому так проблематичны и конфликтны эти отношения на любой стадии развития – как на стадии прямой ревизии и заказа, так и на стадии обратных форм этих отношений. Но именно эти отношения лежат в основе природной эволюции человечества.

Приведенные примеры позволяют сделать предположение, что для эффективного развития любого процесса или организации необходимы целевые группы, подобранные на основе именно симметричных отношений. Возникающие в таких группах напряженность и трения способствуют их прогрессивному развитию. А конструктивность работы таких групп обусловлена взаимодействием информационных моделей их участников. В отличии от деструктивных конфликтных отношений, эти отношения предполагают продуктивную работу за счет взаимной коррекции по творческим инфоаспектам в ревизных отношениях и суггестию подзаказного заказчиком, которая задает подзаказному новое направление его развития и стимулирует его к деятельности в этом направлении.

Таким образом, достаточно энергетически и информационно насыщенная целевая группа, созданная на основе асимметричных отношений позволяет: во-первых, не допустить ошибки на стадии “мозгового штурма” при обсуждении проблемы ревизором и подревизным, когда включаются механизмы прямой и обратной ревизии. Во-вторых, такая группа является всегда перспективной благодаря принятию соцзаказа подзаказным и способности его выполнять, подключая свой интеллект, дополняющий по новым аспектам интеллект предыдущих участников “мозгового штурма”.

Поскольку наши ревизоры и заказчики связаны между собой дуальными отношениями, они имеют противоположные типы мышления и могут задавать своему ведомому различные программы или направления деятельности. Поэтому целесообразно создавать такую целевую группу, в которой будет один лидер (ведущий) и остальные участники – его подревизный и подзаказный, связаны между собой отношениями взаимного дополнения. Это дает им возможность, прикрывая слабые стороны друг друга, эффективно выполнять программу ведущего.

Такая группа из трех человек может быть названа – стабильная целевая триада соцпрогресса. В такой группе проявляется закон синэргетизма: в ее рамках обеспечивается не просто сложение, а умножение сил участников группы. В психологии уже давно известны группы из трех человек, из которых один – лидер, другой – критик и третий – эрудит. Здесь роль лидера выполняет заказчик-ревизор, роль критика – подревизный и роль эрудита – приемник соцзаказа, имеющий принципиально иной тип мышления, чем два предыдущих участника группы, у которых по одному соционическому инфоаспекту тип мышления совпадает.

“Лидер” – первый участник триады, который генерирует предложения, вызывающие гарантированный интерес со стороны двух других ее участников. Эту роль может выполнять только тот социотип, который является с точки зрения интертипных отношений ревизором или заказчиком для остальных членов группы. “Лидер” также выступает в качестве внешнего лидера триады, представляя ее лицо на наиболее важных мероприятиях, касающихся ее профиля деятельности.

“Критик” – второй участник триады, который подвергает заинтересованному критическому разбору идеи и предложения, выдвинутые “Лидером”. Он также осуществляет генерацию идей, которые носят обеспечивающий для генерального направления деятельности триады характер. В этой роли выступает тот из социотиов, который является ревизуемым со стороны “Лидера” группы и дуальным по отношению к третьему члену группы.

“Эрудит” – третий участник триады, который выступает в роли арбитра в творческих разногласиях остальных участников группы. Он высказывает свое мнение, внося ясность в текущий спор сообщением дополнительной информации. “Эрудита” осуществляет отбор информации, полученной во время дискуссии и необходимой ему для выполнения его задачи в качестве исполнителя соцзаказа. В роли “Эрудита” группы может выступать лишь тот социотип, который является соционическим приемником заказа для “Лидера” и дуалом для “Критика”.

Эти группы соцпрогресса имеют целевой характер, поскольку информация, которую они эффективно перерабатывают, строго специализирована по одному из 8-ми инфоаспектов. Такая группа создается для конкретной цели, совпадающей по своему информационному наполнению с общей функцией блока ЭГО первых двух участников триады.

“Эрудит” группы и ее “Критик”, со временем становятся “Лидерами” новых целевых групп, обретя своих подревизных и подзаказных в процесса дальнейшей социализации. Непрерывная цепочка организованных таким образом целевых триад обеспечивает быстрое, качественное и всестороннее функционирование крупной организации, а также ускоренный процесс социализации сотрудников, непрерывное их творческое развитие и совершенствование ими методов работы

В некоторых случаях, возможно временное создание иного рода групп прогресса, где два ведущих передают рассмотренную с их противоположных точек зрения информацию одному ведомому. Это бывает эффективно в некоторых случаях для усиления эффекта мозгового штурма. Но такая группа не должна функционировать длительно, так как ее энергетика слишком велика и может вызвать энергоинформационную перегрузку ведомого. Называться такая группа может так: мобильная или временная целевая триада соцпрогресса.

Механизм развития общества в любом случае динамичен и поэтому даже стабильные целевые группы являются постоянными лишь какое-то время. Выполнив свою задачу, они распадаются для создания следующих звеньев соцпрогресса, состоящих из новых целевых групп. Здесь, как и в природе действует механизм преемственности. Он описан А.Аугустинавичюте в виде колец ревизии и соцзаказа, находящихся под влиянием двух основных направлений соцпрогресса – эволюционного (равномерное, постепенное, плавнотекущее развитие), и инволюционного (противодействующее, неравномерное, корректирующее) направления развития.

Закон сменяемости целевых групп соцпрогресса в случае их самоорганизации в масштабных общественных структурах или принцип организации цепочки эффективно взаимодействующих целевых триад состоит в том, ведущие звенья каждой целевой триады связаны отношениями социального заказа и социальной ревизии. Передается социальный заказ и ревизия от одного социотипа к другому по тому же принципу, который описан у А.Аугустинавичюте. Вряд ли есть смысл приводить здесь всю теорию соционики, но следует отметить, что эти связи имеют разнонаправленный характер, что обеспечивает целевым группам не только неуклонное и последовательное продвижение вперед, но и возврат на каждом участке пути обратно, для коррекции сделанного, а также для необходимых дополнений и усовершенствований.

Поскольку социальный заказ передается последовательно по цепочки от одной группы к другой по законам ЭИМ, отраженным в работе моделей заказчиков и приемников заказа, каждое звено этой цепочки не может быть случайным или лишним. Более того, искусственное нарушение последовательности создания и работы целевых групп в процессе развития коллектива, может привести к их неэффективности или прекращению дальнейшего развития. А при нормальном процессе сменяемости целевых триад непрерывность динамического развития коллектива обуславливается тем, что на каждом новом витке спирали развития целевых групп, которая в принципе может быть бесконечной, решение задач в каждой целевой группе обогащается новыми нюансами на фоне накопленного опыта. Это положительно сказывается на качестве решения новых проблем, стоящих перед каждой целевой группой.

Хотя инфоаспектов всего 8, возможно комплектование 16-ти целевых триад – восемь эволюционных и восемь инволюционных. Каждая информационная задача в зависимости от сложившейся ситуации эффективнее решается либо через инволюционную триаду, либо через эволюционную.

Удобно в названии целевых групп использовать аббревиатуру из латинских букв, предложенную В.Гуленко для описания 8-и инфоаспектов: (- I ) – интуиция возможностей, (- T) – интуиция времени, (- P) – деловая логика, (- L) – структурная логика, (- F) – волевая сенсорика, (- S) – сенсорика ощущений, (- E) – этика эмоций, (- R) – этика отношений.

На основе данной теории разработана методика целевых триад ускоренного соцпрогресса, которая является наиболее эффективной методикой для быстрой мобилизации скрытого творческого потенциала каждого работника и способствует неуклонному росту производительности труда. Рабочее напряжение в такой группе носит конструктивный характер и не позволяет расслабляться или успокаиваться на достигнутом.

Впервые в 1990 г., применив этот механизм передачи социального заказа и ревизии к предлагаемым целевым группам соцпрогресса, я смогла получить схематические изображения двух основных механизмов социального прогресса. Получилось довольно сложное изображение двух восьмиугольных монад, возможно, похожих на те, которые когда-то К.Юнг интуитивно в задумчивости рисовал на песке, не понимая их назначения.

Группы эволюционного прогресса

 

Группы инволюционного прогресса

ОПИСАНИЕ ЦЕЛЕВЫХ ТРИАД

Триады, ориентированные на задачи класса “I” – разработки в принципиально новых областях науки и техники.

Инволюционная триада “I”. Исследует сложные, неясные явления и процессы фундаментального характера, особенно на стыке различных дисциплин. Успешно разрабатывает теоретические обоснования и концепции сложных проблем. Выдает качественный интеллектуальный продукт. Обеспечивает крупные “прорывы” в тупиковых научных ситуациях. Указывает практическое применение своих теорий и моделей.

Состав. Аналитик как “Лидер”, Вдохновитель как “Критик”, Мастер как “Эрудит”.

Эволюционная триада “I”. Изобретает принципиально новые устройства, конструкции и методы работы. Успешно действует в рамках новых научно-исследовательских направлений. Проверяет и усовершенствует смелые, нестандартные теории и гипотезы. Не упускает из виду многие побочные эффекты, которые следуют после крупного открытия. Решает трудные этические вопросы, вытекающие из практического использования какого-либо нового предового подхода.

Состав. Гуманист как “Лидер”, Новатор как “Критик”, Посредник как “Эрудит”.

Триады, ориентированные на задачи класса “Р” – технологические процессы и динамические системы, их запуск и эксплуатация.

Инволюционная триада “Р”. Проводит эксперименты с новыми механизмами или методиками, опробует сложные технологии при их первичном внедрении в производство, проверяет устойчивость изобретений и новшеств в условиях неблагоприятного воздействия среды, ускоряет инновационный процесс, обкатывает динамические системы с большим количеством трудноучитываемых связей, организует испытания при перегрузках.

Состав. Мастер как “Лидер”, Экспериментатор как “Критик”, Хранитель как “Эрудит”.

Эволюционная триада “Р”. Эксплуатирует сложную новую технику, отлаживает технологические процессы, производит комплексный ремонт оборудования, добивается наиболее рационального использования имеющихся ресурсов, прорабатывает эргономическую, человеко-машинную сторону производства, экономит энергию и материалы, добивается замкнутого цикла в изготовлении продукции.

Состав. Критик как “Лидер”, Управляющий как “Критик”, Гуманист как “Эрудит”.

Триады, ориентированные на задачи класса “F” – силовые действия, сопротивление противоборствующим факторам.

Инволюционная триада “F”. Преодолевает экстремальные ситуации, мобилизует людей для прорыва на критических участках, эффективно действует в составе штабов по ликвидации аварий и других сбоев в нормальном функционировании производства и инфраструктуры, восстанавливает порядок и дисциплину, приводит в порядок внезапно разрушенные системы, принимает меры безопасности, охраняет жизнь и достоинство людей, стоит на страже закона, материальных и моральных ценностей.

Состав. Хранитель как “Лидер”, Лидер как “Критик”, Лирик как “Эрудит”.

Эволюционная триада “F”. Медленно, но уверенно преодолевает сопротивление наведению порядка и дисциплины, налаживает функционирование системы во всем ее объеме, решает задачи повседневной инфраструктуры, занимается техникой безопасности, производит проверки и ревизии, составляет финансовые и другие отчеты, упорно ликвидирует узкие места на производстве, развертывает систему материально-технического снабжения, стабилизирует организации, работающие с небольшими сбоями.

Состав. Инспектор как “Лидер”, Политик как “Критик”, Критик как “Эрудит”.

Триады, ориентированные на решение задач класса “Е” – агитация и реклама, создание благоприятного имиджа, разведка ресурсов.

Инволюционная триада “Е”. Успешно занимается рекламой уникальных изделий с параметрами выше среднего уровня, организует научные семинары и конференции, распространяет литературу нетрадиционного направления, проводит лекции научно-популярного характера, деловые игры и тренинги, распространяет по всем каналам знания, особенно последние достижения науки и техники, эффективна в избирательных кампаниях и публичных дискуссиях, эмоционально влияет на отдельные социальные группы людей.

Состав. Лирик как “Лидер”, Коммуникатор как “Критик”, Аналитик как “Эрудит”.

Эволюционная триада “Е”. Занимается маркетингом, разведкой ресурсов ,насыщения товарами рынков и т.п., проводит долговременные рекламные кампании, формирует имидж фирмы, обучает специалистов, повышает квалификацию, исследует общественное мнение, проводит социологические опросы, разрабатывает фирменный стиль, устраивает выставки товаров и произведений искусства.

Состав. Посредник как “Лидер”, Наставник как “Критик”, Инспектор как “Эрудит”.

Триады, ориентированные на задачи класса “S” – условия труда и отдыха, обустройство окружающей среды и обслуживание.

Инволюционная триада “S”. Проводит культурно-массовые мероприятия, ведет прием иностранных делегаций, организует гастроли, оформляет интерьеры, моделирует одежду, осуществляет медицинскую профилактику, налаживает службу скорой помощи, борется за сохранность природной среды, организует спортивно-оздоровительную работу, открывает информационные агенства, осуществляет издательсткую деятельность.

Состав. Коммуникатор как “Лидер”, Мастер как “Критик”, Вдохновитель как “Эрудит”.

Эволюционнная триада “S”. Занимается системами массового обслуживания, внедряет компьютерные сети, кредитные карточки, множительную технику, нетрадиционные линии связи, проектирует транспортные магистрали, нефте- и газопроводы, проводит телефонизацию и прокладывает кабели, осваивает новые маршруты, технически обеспечивает средства массовой информации, обслуживает атомные и электростанции.

Состав. Управляющий как “Лидер”, Посредник как “Критик”, Новатор как “Эрудит”.

Триады, ориентированные на решение задач класса “R” – межличностное общение, установление и поддержание неформальных контактов.

Инволюционная триада “R”. Работает с детьми, занимается их физическим и духовным воспитанием, организует благотворительные фонды, борется с наркоманией и алкоголизмом, пропагандирует здоровый образ жизни, устраняет психологические последствия конфликтов, налаживает связи между отдаленными странами, организует клубы интернациональной дружбы, внедряет методики по развитию творческих способностей, решает сложные морально-этические вопросы правосудия, работает в лагерях труда и отдыха, участвует в турпоходах.

Состав. Вдохновитель как “Лидер”, Хранитель как “Критик”, Экспериментатор как “Эрудит”.

Эволюционная триада “R”. Занимается профсоюзной деятельностью, связями с общественностью (public relations), вопросами социального обеспечения, гуманитарной помощью, трудоустройством безработных, детскими домами и домами для престарелых, ведением переговоров, урегулированием локальных конфликтов, организует общественно-полезный труд, отстаивает интересы меньшинств, культивирует традиции и обычаи, проводит диспансеризацию населения, распределяет ограниченные средства среди нуждающихся.

Состав. Политик как “Лидер”, Гуманист как “Критик”, Управляющий как “Эрудит”.

Триады, ориентированные на решение задач класса “Т” – прогнозирование многофакторных процессов, разрядки накопившегося напряжения, структурные сдвиги в развитии.

Инволюционная триада “Т”. Проводит глобальные, поворотного плана реформы, создает и внедряет в жизнь масштабные проекты, требующие быстроты и решительности действий, выполняет задания в условиях повышенного риска, осуществляет прорывы на кризисных участках развития, реоганизует системы управления и бюрократические структуры, занимается стратегическими запасами, участвует в группах захвата, осуществляет обходные маневры, действует в условиях дефицита времени.

Состав. Экспериментатор как “Лидер”, Лирик как “Критик”, Лидер как “Эрудит”.

Эволюционная триада “Т”. Проводит различные показы и демонстрации зарекомендовавшей себя техники или технологий, осваивает насыщенные рынки, устраивает шоу-программы и концерты, ведет длительные переговоры, составляет политические прогнозы, готовит проекты долговременного сотрудничества, работает в сфере финансов, осуществляет страховую деятельность, проводит лотереи и розыгрыши.

Состав. Наставник как “Лидер”, Критик как “Критик”, Политик как “Эрудит”.

Триады, ориентированные на решение задач класса “L” – упорядочение, создание четких оргструктур, систематизация материала.

Инволюционная триада “L”. Создает организации, фирмы и их подразделения, отделы под конкретно поставленную задачу, образует временные и постоянные комиссии для курирования какой-либо отрасли или сферы деятельности, оптимизирует оргструктуры путем устранения лишних, не оправдавших себя звеньев, осуществляет законодательно-конституционную деятельность, разрабатывает проекты законов, борется с монополизмом, подвергает экспертизе организационные планы, управляет фундаментально-стратегическими исследованиями, осуществляет структурные сдвиги в своей отрасли, перегруппировывает силы.

Состав. Лидер как “Лидер”, Аналитик как “Критик”, Коммуникатор как “Эрудит”.

Эволюционная триада “L”. Выдвигает и проектирует новые системы, осуществляет организационное обеспечение проектов развития и внедрения передовых концепций, приводит в порядок сумму знаний в какой-либо области, составляет словари и энциклопедические справочники, осуществляет сбор фактов и сведений по интересующей теме с целью последующего обобщения, производит классификацию и инвентаризацию, сравнительный анализ и выявление наиболее перспективных направлений.

Состав. Новатор как “Лидер”, Инспектор как “Критик”, Наставник как “Эрудит”.

Формирование слаженно действующей триады предполагает обязательный учет двух факторов, интегрирующих собранную тройку социотипов в единое целое.

Во-первых, участники триады должны иметь глубокий интерес к той цели, для решения которой они объединяются в группу. Этот интерес во многом зависит от подтипной профориентации социотипов, которая выявляется следующим образом. У выполняющих роли “Лидера” и “Критика” группы должны быть усилены в подтипе одни и те же элементы информобмена, а у “Эрудита” должна быть усилена та же пара функций в вертикальном блоке модели “А”, какая усилена в горизонтальном блоке у “Лидера группы”. Это обеспечивает стабильную общность интересов данной группы и ускорение процесса эффективного взаимодействия. В противном случае, при несоблюдении этого правила, группа может оказаться недостаточно стабильной и динамичной.

Оптимально работает такая группа до тех пор, пока “Критик” и “Эрудит” выполняют роль помощников и учеников. По мере дальнейшего осмысления задачи и развития своих способностей для поиска новых путей ее достижения, “Критик” и “Эрудит” преобразовывают первоначальную задачу и придают ей качественно новое направление, являющееся естественным продолжением первоначально заданного. При этом могут возникнуть трения из-за неспособности “Лидера” группы адекватно оценить результаты самостоятельного творчества своих партнеров.

Нарастание в группе напряжения и споров свидетельствует о том, что время использования данной целевой группы исчерпано. В таком случае целесообразно присоединить к “Лидеру” новых партнеров в качестве “Критика” и “Эрудита”, а прежних участников данной группы считать подготовленными для выполнения самостоятельных участков работы в качестве новых “Лидеров”, задающих свой класс задач и выполняющих их с помощью специально подобранных для них партнеров, образовывающих следующие целевые группы.

Если таких партнеров подобрать будет сложно, можно попытаться организовать соответствующие целевые группы из других социотипов, в которых будут решаться задачи, задаваемые этими новыми лидерами групп, хотя и менее эффективно. Если же новые целевые группы не будут созданы и тем самым прервется их цепочка, бывшие участники первоначальной целевой группы могут изменить свое направление деятельности или прекратить дальнейший процесс своей социализации. Поэтому исключительно важно обеспечить непрерывную цепочку эволюции целевых групп для достижения высоких результатов в работе.

Автор – Валентина Мегедь

ЛИТЕРАТУРА:

  1. Аугустинавичюте А. Модель информационного метаболизма. Литва, 1980.
  2. Мегедь В.В., Овчаров А.А., “Концепция энергообмена в модели “А” и построение подтипов, ж-л “Соционика, ментология и психология личности”, МИС, 1, 1994 г.
  3. Мегедь В.В. Целевые группы, ж-л “Соционика,ментология и психология личности, МИС, 2, 1995г.
  4. Юнг Г.К. Психологические типы. СПБ .”Ювента”, М.,”Прогресс-Универс”, 1992 г.

Оставьте комментарий