Формы поведения людей и акценты типов, их совместимость

Формы поведения людей и акценты типов, их совместимость

 

“Я был бы рад, сказал Квадрат Супругой взять себе окружность.

Но, что поделаешь, наружность Моя мешает … угловат”

Ф. Кривин

 

На основе теории соционики, теории психоформ С.Деллингер и эмпирических исследований мною были выделены такие дополнительные признаки типа как ПСИХОФОРМЫ, или формы поведения типов личности:

1. Доминантная форма – соответствует элементу информационного обмена – сенсорике и награждает людей реализмом, практичностью и лидерскими качествами.

2. Творческая форма – соответствует интуиции, предрасполагающей к отвлеченному, абстрактно-образному мышлению, сопоставлениям и догадкам, не идущим от опыта – как своего, так и чужого. Поэтому большинство новых открытий – следствие интуитивных озарений людей, обладающих не просто смекалкой, предчувствием и живым воображением, а фантазией, отрывающей их от реальности, за пределами которой они находят ответы на загадки науки или природы.

3. Гармонизирующая форма личности – связана с развитой этикой, предопределяет способность к проникновению во внутренний мир других людей, способность к сочувствию и тонкой дипломатии.

4. Нормирующая форма личности – существует на базе логики, наделяющей людей способностью к объективному анализу фактов, не отягощенному личным отношением к ним.

Примечание: Существует 5-я “переходная” или “пограничная” форма личности, которая встречается значительно реже и вносит свои исключения в общие правила. Типы личности, имеющие такую психоформу, синтезируют в себе характеристики нескольких психоформ. Их особенности зависят от того, какие из психоформ у них выражены больше. Поскольку таких сочетаний может быть много, мы не будем здесь на них останавливаться.

Независимо от того, какого типа личности человек, описанные нами

4 основные формы поведения, наделяют его особенностями, лежащими в основе описаний 4-х основных юнговских типов: ощущающего, с развитой сенсорикой (доминирующие типы); интуитивного – с развитой интуицией (творческие личности); чувствующего, с развитой этикой (гармонизаторы); мыслительного – с развитой функцией логики (нормирующие типы).

Понимание этих взаимосвязей очень хорошо помогает в диагностике типов и подтипов. Обычно, у людей имеется сочетание двух психоформ, одна из которых выражена более ярко. Однако, необходимо учитывать, что не существует прямой связи 4-х психоформ с подтипами. Они создают только тенденцию к усилению того или иного элемента информационного обмена, положенного, в первую очередь в основу типа ( то есть первой функции в наименовании типа ) и, во вторую очередь – подтипа (относительно усиленной у данного типа одной из двух ведущих функций).

Например, у Новатора – интуитивно-логического экстраверта – первая функция – интуиция, соответствует творческой форме личности. Даже, если у него логический подтип, он не будет выглядеть как человек с типичной нормирующей психоформой, несмотря на то, что она положена в основу его подтипа. Просто, в отличии от интуитивного подтипа, он будет выглядеть как более рациональный и старающийся все регламентировать человек. В этом и будет проявляться его акцентированная (подтипная ) психоформа.

Не следует забывать, что ТИП ЛИЧНОСТИ – первичен, вместе со всеми его главными признаками, а психоформы, как и акценты типа – лишь вторичные, дополнительные признаки ТИПА.

Мы заметили, что 4 психоформы, как и 4 юнговских признака, проявляются в двух вариантах – экстравертном и интровертном. Подобно тому, как этика отношений отличается от этики эмоций, а сенсорика ощущений от волевой сенсорики и т.д. они приближаются по своему содержанию к известным вам 8-и элементам информационного обмена, лежащих в основе 8-и АКЦЕНТОВ ТИПА. Таким образом, нам удалось выявить 8 ПСИХОФОРМ ТИПА и проследить, каким именно акцентам типа они присущи.

Рассматривая связь между 8-ю психоформами и 8-ю акцентами типа, необходимо учитывать, что сочетания акцентов типа, как и сочетание психоформ, вносят качественные изменения в их общие, характеристики. К тому же, типные особенности тоже накладывают свой отпечаток на проявление признаков акцентов и психоформ типа. Это вовсе не запутывает картину, а только объясняет почему один и тот же акцент или психоформа могут проявляться у разных типов по-разному. Например, Гитлер, (тип Наставник ), просто несопоставим с другим ярким представителем этого типа – Л.Н. Толстым.

В структуре личности Гитлера, человека акцентуированного, присутствовало сочетание творческой и доминантной форм личности – базирующихся на противоположных по значению соционических элементов (интуиции и сенсорики ). Это нарушало нормальный информационный обмен этого типа, а индивидуальная предрасположенность к болезни делала его крайне противоречивым и непредсказуемым в мышлении и поступках.

Имея интуитивный подтип Наставника – Артист, с акцентом – Прогнозист, он обладал прекрасными стратегическими способностями и мог входить в любой образ. У него был выражен юнговский интуитивный тип, поэтому он отличался богатством новых идей. Вследствие второго акцента на другой ведущей функции – этике эмоций, он, как человек с акцентом Романтик, умел увлечь своими идеями и эмоционально зажечь аудиторию. Его третий ярко выраженный акцент на волевой сенсорике – Победитель – придавал этому типу крайне неуравновешенный, бескомпромиссный характер и желание победы любой ценой. Такое сочетание создало эмоционального и вместе с тем – формального лидера, одержимого глобальной стратегической идеей переустройства мира.

Л.Н. Толстой, имевший тоже огромное, но положительное влияние на людей, по-видимому имел этический подтип Наставника – Воспитатель, с акцентом на этике эмоций – Романтик. Благодаря этому он был очень эмоциональным человеком, сильно зависимым от настроения и, в то же время, умел эмоционально увлечь читателя. У него также был сильно выражен акцент на второй ведущей функции типа – интуиции, то есть Прогнозист. Без понимания хода исторических событий, позволявшим ему точно моделировать ситуации, свидетелем которых он не был, он бы не написал свой знаменитый исторический роман “Война и мир”. Его третий яркий акцент типа на интуиции возможностей – Фантазер, придавал ему черты идейной неуступчивости и непримиримости, что и послужило причиной его семейных проблем и даже ухода из дому, закончившегося для него трагически.

Такое сочетание: двух акцентов типа на интуиции (Фантазер и Прогнозист) с акцентом на этике эмоций (Романтик), послужило предпосылкой для формирования сильной творческой личности с непревзойденным пониманием людей, так как в основе его подтипа заложен юнговский чувствующий тип. У него тоже была идея переустройства общества, но не через насилие, а через переосмысление морально-этических норм поведения, знаменитое толстовские “непротивление злу насилием”.

Психоформы, как и акценты типа, будучи дополнительными признаками типа личности, вносят значительные изменения в его энерго-информационный обмен, а значит – в характеристики и взаимоотношения. Например, экстраверты могут вести довольно замкнутый образ жизни, а интроверты – наоборот. Интуиты могут быть хозяйственными, а сенсорики – заниматься творческой работой, этики могут неплохо анализировать и делать логически правильные выводы, а логики – идти на поводу у своих чувств. Рациональные типы могут вести себя непредсказуемо, а иррациональные – пытаются планировать свои дела и стараться все доводить до конца. Те, кто не совместим на уровне типа, могут открыть для себя совместимость на уровне акцентов и психоформ. Это может намного улучшить даже конфликтные отношения.

Это – новое направление в типологии, которое разнообразит ее строгий, довольно схематичный подход, зато приближает нас к более точному пониманию механизмов личности и ее взаимодействия с другими.

Наша теория психоформ во многом перекликается с теорией психоформ американской исследовательницы С. Деллингер. Однако, в отличии от 5-и психоформ Деллингер, мы здесь не рассматриваем 5-ю “переходную” психоформу типа, так как нам пока не известен точный механизм ее образования. Возможно, это связано с особенностями функций полушарий мозга, ставящим один тип информационного обмена на границу с другим типом. Образующаяся при этом “переходная” психоформа типа имеет сходство, с одной стороны, с “Прямоугольником” Деллингер, с другой – с “Прагматиком” Харрисона-Брэмсона”. Типы личности, имеющие “переходную” психоформу, могут узнать себя в любом из 4-х предлагаемых описаний или же – ни в одном из них.

Мы не утверждаем, что существует полная аналогия между нашими психоформами и психоформами Деллингер или, что существует точная аналогия между нашими психоформами и акцентами типа. Здесь можно говорить лишь о тенденциях, которые нам удалось проследить.

Типы личности, у которых 2 психоформы смешаны настолько, что трудно выделить основную или же те, у кого имеется “переходная” психоформа типа, не смогут применить к себе данные описания и рекомендации. Поскольку большинство людей имеют 4-е психоформы, которые в их интровертном и экстравертном проявлениях соответствуют по характеру информационного обмена 8-и соционическим функциям, лежащим в основе теории соционики, именно на них мы остановимся более подробно.

1. Доминантная личность.

Соответствует акцентам Победитель и Эпикуреец. Наиболее яркие представители – сенсорные подтипы следующих типов личности: Лидер, Политик и Управляющий.

В основном, это личности, целиком погруженные в текущие события. Они – прагматики, ставящий перед собой конкретные цели и умеющие их достигать. Наблюдательны, остроумны, отличаются быстротой реакций, практической смекалкой. Склонны во всем стремиться к лидерству, соперничают за власть, признание, материальные ценности. Обычно, настроены на победу любой ценой, хотя готовы к временным компромиссам ради ее достижения. Быстро и точно анализируют любую ситуацию.

Эпикуреец проявляет дипломатичность и обходительность, если нужно. Умеет нравиться людям, увлечь их за собой. Однако, не всегда учитывает интересы других, недостаточно самокритичен, не любит возражений.

Победитель – это резкий, напористый, нетерпимый человек. Неуступчивый и прагматичный, он идет к цели несмотря ни на что. Ему не хватает такта и дипломатичности. Имеет мало друзей.

2. Творческая личность.

Обычно, это типы с акцентом Фантазер или Прогнозист, независимо от того, находятся эти акценты в ведущих позициях типа или нет. Наиболее ярко они выражены у представителей интуитивных подтипов таких типов личности как: Новатор, Вдохновитель, Аналитик, Наставник, Экспериментатор.

Не имеет большого значения, в каком сочетании и пропорциях находятся эти акценты с другими не менее ярко выраженными акцентами у какого-либо типа личности. Отличительные черты такой личности: постоянная тяга к новому, любознательность, непрактичность, идеализм и мечтательность. Интерес, как правило, превалирует над пользой.

Фантазер импульсивен, часто одержим какой-либо новой идеей, которую горячо отстаивает. У него не всегда хватает терпения доводить начатое до конца, и это часто мешает в достижении жизненных целей. Испытывает отвращение к однообразию, рутине, шаблонам и регламентам. Постоянно находится в оппозиции к существующим порядкам, не умеет идти на компромиссы в том, что для него принципиально.

Прогнозист стремится к самоусовершенствованию, никогда не останавливается на достигнутом. Обладает развитой интуицией и воображением. Изучает окружающий мир, пытаясь понять дальнейший ход событий. Не идет избитыми путями. Часто вызывает полярные оценки своей личности.

3. Гармонизирующая личность.

Как правило, это типы с акцентом на этике – Миротворец или Романтик. Самые яркие представители – типы личности: Посредник, Лирик, Гуманист.

Главное их достоинство – умение сплотить людей, создать атмосферу непринужденности, искренности, доброжелательности. Такие люди болеют душой за свой коллектив и, несмотря на стремление к душевному покою, могут стать активными защитниками обиженных. Крайне щепетильны в вопросах соблюдения этических норм, высоко ценят гуманизм и справедливость.

Миротворец – добр и уступчив. Он хорошо разбирается в людях, но довольно снисходителен к их слабостям. Такого человека легко узнать по мягкой, тактичной манере поведения. Его проблемы – склонность к компромиссам ради сохранения хороших отношений, недостаток воли, настойчивости, инициативы.

Романтик – приветливый, эмоциональный человек. Он может оказывать сильное влияние на окружающих, но в отличие от доминантной личности, такое поведение не является продуманной тактикой целеустремленного и практичного человека. Его характеризует естественный эмоциональный подъем, цель которого – поднять дух и настроение других или увлечь какой-либо идеей. Это происходит потому, что гармонизирующая личность не стремится к власти, редко ставит перед собой конкретные цели практического характера.

4. Нормирующая личность.

Типична для представителей акцентов Логик и Профессионал. Наиболее выражена у логических вариантов типов личности: Инспектор, Аналитик, Критик, Управляющий.

Человек, имеющий такую форму проявления своего социотипа, несколько консервативен по натуре, не любит перемен, неожиданностей, нестабильности в любом виде. Но он умеет как никто другой убеждать собеседника фактами и цифрами, приводить неоспоримые доказательства.

Логик стремится к порядку во всем, систематизации, структуризации и категоризации. Он умело планирует свои дела, составляет планы и графики. Очень добросовестен, скрупулезен и педантичен в работе. Ко всему предпочитает готовиться заранее. Ему необходима спокойная, уединенная обстановка для раздумий и анализа. Довольно негибок в отношениях.

Профессионал тоже не склонен к компромиссам, но еще больше он не выносит конфликтов, поэтому в крайнем случае может поступиться своими убеждениями или пойти на компромисс в отношениях. Такому человеку часто приходится доделывать чужую работу, стремясь к качеству и порядку. На него во всем можно положиться. В общении нуждается в определенной дистанции и часто кажется сухим или холодным человеком. Это происходит потому, что ему трудно выразить свои чувства.

Кроме этих основных форм проявления личности существуют еще и промежуточные – сочетание двух ярко выраженных психоформ, одна из которых доминирует над другой. Больше всего внутренних проблем порождают сочетания несовместимых психоформ. К ним относятся, с одной стороны – две активные: доминантная и творческая, с другой – две инертные: нормирующая и гармонизирующая. В таком случае, приемы психокоррекции должны быть направлены на устранение противоречий между противоположными установками. Так, при сочетании гармонизирующей и нормирующей форм, этику целесообразнее сделать выбор в пользу первой, а логику – в пользу второй психоформы. Если же проблемы связаны с крайним выражением одной из психоформ, необходимо развивать в себе противоположные качества.

Например, если логика упрекают за черствость, ему нужно усилить в себе гармонизирующую форму поведения. Однако, если он ради чувств должен будет поступиться главным делом своей жизни, то будет иметь всю жизнь неразрешимые проблемы. В таком случае, он сможет избежать ошибки, усилив в себе качества нормирующей формы.

Если при формальном общении в коллективе больше всего проявляются интертипные отношения между основными 16-ю социотипами, то при более близких и частых контактах необходимо учитывать взаимодействие между их подтипами, акцентами типа и психологическими формами проявления личности. Несмотря на очевидные взаимосвязи между всеми этими аспектами личности и их отражение в юнговских функциях, все они имеют свои нюансы, которые нужно учитывать в каждом конкретном случае.

 

 

С о в м е с т и м о с т ь  ф о р м  п о в е д е н и я

Поскольку существует определенная взаимосвязь между 8-ю акцентами типа и 8-ю психоформами поведения типов, нетрудно догадаться, что совместимость психоформ сохраняет те же тенденции, которые имеет совместимость между акцентами типа. Но, если рассматривать основные 4-е соционические психоформы, как более обобщенную интерпретацию 4-х юнговских признаков, усиление которых отражается в поведении людей, то можно выделить такие главные закономерности:

В наиболее гармоничных отношениях находятся люди, у которых психологические формы личности дополняют друг друга, а именно:

1. Доминантная и нормирующая формы личности (при условии, что инициатива в делах будет принадлежать доминантному типу, а проработка деталей и доведение дела до конца будет осуществляться нормирующим).

2. Гармонизирующая форма личности хорошо понимает и дополняет творческую личность (при условии, что выбор идеи и инициатива в новом будут принадлежать творческой личности, а сглаживание острых углов и внедрение идеи в жизнь – гармонизирующей, а не наоборот).

В асимметричных отношениях находятся:

1. Доминантная и гармонизирующая личности. При этом доминантная личность (сразу или со временем) имеет склонность управлять гармонизирующей личностью авторитарными методами.

2. Творческая и нормирующая личности. В этом союзе творческая личность управляет нормирующей, в основном демократическими методами.

Если эти правила не будут нарушаться, отношения могут складываться со средней степенью комфортности.

В конфликтных отношениях находятся:

1. Доминантная и творческая личности, так как обе не склонны к компромиссам, когда сталкиваются их главные ценности – идея и власть, либо расходятся основные жизненные интересы. Часто новые, смелые проекты творческой личности встречают противодействие со стороны прагматичной доминантной личности, следующей своим конкретным целям, не размениваясь на то, что ей кажется второстепенным в данный момент.

2. Гармонизирующая и нормирующая личности. У них разные идеалы и подходы к делу. Нормирующая личность подчиняет чувства и отношения интересам дела, руководствуясь сухой логикой фактов. А гармонизирующая – стремится выйти за рамки установленных правил ради каких-либо человеческих ценностей, ставя этику выше логики.

В тождественных отношениях между представителями одинаковых психологических форм личности совместимость выражена в разной степени. Этим она отличается от совместимости в интертипных отношениях на более поверхностном уровне. По степени комфортности эти отношения можно ранжировать следующим образом:

1. Наиболее совместимы два человека с гармонизирующими формами личности, так как легко идут на компромиссы ради хороших отношений.

2. Неплохая совместимость может быть у людей с нормирующими типами личности. Они в равной степени ориентированы больше на дело, чем на эмоции. Очень добросовестны во всем, что касается чувства долга и стабильны в своих привязанностях. Но в некоторых случаях недостаток теплоты в отношениях приводит к взаимному охлаждению. Впрочем, они хорошо понимают друг друга.

3. Несколько хуже совместимость у творческих личностей. Здесь возможны: конкуренция идей, устремлений, взаимные претензии, неуступчивость, обиды, разногласия. Если они занимаются одним делом, сферы их деятельности желательно разделить.

4. В наименьшей степени совместимы доминантные личности. Их взаимные обиды и претензии более устойчивы и последовательны, чем у творческих личностей. Существует опасность постоянной конфронтации из-за конкуренции целей, идет борьба за влияние, власть, престиж и т.п. Их компромиссы временны, а установка на победу любой ценой велика, особенно у волевых типов.

Из всего сказанного ясно, что при разрешении конфликтных ситуаций необходимо учитывать не только интертипные отношения между социотипами, нюансы этих отношений на уровне подтипов и акцентов типа, но и степень совместимости психоформ их личности. Если вы – наблюдательный собеседник, вам легко будет определить, в каких отношениях вы находитесь с интересующим вас человеком. Пользуясь знаниями особенностей его личности, вы не только сможете предотвратить конфликт, но даже провести переговоры в нужном ключе и достичь желаемых результатов.

Автор – Валентина Мегедь

 

Л И Т Е Р А Т У Р А

1.       Алексеев А.А., Громова Л.А. Психогеометрия для менеджеров. Л., 1990.

2.       Алексеев А.А., Громова Л.А. Поймите меня правильно. СпБ. 1993.

3.       Аугустинавичюте А. Дуальная природа человека (рукопись).

4.       Аугустинавичюте А. Модель информационного метаболизма. Литва, 1980.

5.       Аугустинавичюте А.” Социон “; ” Теория интертипных отношений”. – Отдел рукописей Библиотеки Литовской АН, 1982г.

6.       Гуленко В.В., Мегедь В.В., “Совместимость и дуальность”, ж-л “Соционика, ментология и психология личности”, МИС, 1, 199 4 г.

Оставьте комментарий