Типы личности и профессия
Сферы деятельности, стили мышления, тест и рекомендации по профориентации.
В нашем обществе традиционно игнорируется вопрос о правильном применении человеком своих способностей. Люди часто занимаются не своим делом, что в итоге отражается негативно как на них, так и на результатах их деятельности. Оказавшись на работе, специфика которой не соответствует сильным сторонам его характера, человек рискует превратиться в неудачника или обрести репутацию дилетанта.
Поэтому, определяя для себя сферу деятельности, необходимо учитывать свои индивидуальные особенности и направлять их в нужное русло. Не следует превращать свои слабости в источник ошибок, страхов и сомнений. Главное — усвоить такую истину: добиться желаемого от себя и от других можно только при условии, что ты окажешься в жизни на своем месте, а не на чужом. В “чужой колее” человек не может состояться как личность и как профессионал. В связи с этим хочется рассказать об одном случае:
Вкратце тенденцию каждого типа личности реализовать себя определенным образом можно выразить так:
ЛОГИК (мыслительный по Юнгу, объективно оценивающий тип) стремится упорядочивать;
ЭТИК (чувствующий, субъективно оценивающий тип) создает коммуникации между людьми;
СЕНСОРИК (ощущающий, конкретно-мыслящий тип) производит конкретные вещи;
ИНТУИТ (интуитивный, абстрактно-мыслящий тип) генерирует идеи.
Правильное определение типа личности дает человеку ключ к пониманию собственных потенциальных возможностей, на основании которых можно сделать обобщенный прогноз деловой карьеры. Различные комбинации двух ведущих психологических качеств социотипов (образующих в их моделях основной блок Эго), позволил выделить в соционике четыре группы профориентации типов.
Группа с установкой на логику и сенсорику. Вы — практичны и целеустремленны, потенциально обладаете всеми необходимыми качествами, чтобы стать хорошим менеджером даже в нынешних трудных условиях переходного периода. В делах вы делаете ставку исключительно на рассудок и волю.
Группа с установкой на логику и интуицию. В своей деятельности вы предпочитаете делать ставку на инновации и перспективы, не рассчитываете на мгновенную отдачу в любом деле. Вам лучше работается в условиях нормально функционирующего рынка с развитой инфраструктурой.
Группа с установкой на этику и сенсорику. Вы преимущественно делаете ставку на людей и отношения между ними и пользуетесь этим в своей работе. Но в этом же и ваша главная проблема — вы можете пойти на поводу у своих чувств. Займитесь посреднической деятельностью, где умению управлять отношениями принадлежит ведущее место.
Группа с установкой на этику и интуицию. Вам следует хорошенько подумать прежде, чем выбирать профессию менеджера. Вы — довольно тонкая и мечтательная натура, которой нелегко привыкнуть к суровому прагматизму бизнеса. Внутренние переживания придется подавлять, на что вы затратите много нервной энергии. Ориентируйте себя на сферу интеллектуального труда, гуманитарную деятельность.
Этот подход, конечно, упрощенный. Тем не менее, сочетание в менеджере указанных признаков подсказывают ту оптимальную для него сферу деятельности, которая позволит ему полностью себя творчески реализовать.
На психологическом уровне основным определяющим фактором для выбора будущей сферы деятельности является доминирующий стиль мышления. В целом, насчитывают четыре основных стиля: производственно-технологический, концептуальный, социальный и гуманитарный.
Каждая из четырех крупных сфер деятельности является оптимальной социальной нишей, где наиболее ярко и творчески проявляются сильные качества подходящих этой сфере социотипов.
Социотипы с развитыми логикой и сенсорикой проявляют себя как хорошие производственники и управленцы в сфере производства материальных вещей, управления технологическими процессами и людьми.
Наличие этики и сенсорики ориентирует человека на сферу удовлетворения повседневных материальных нужд и потребительских интересов.
Социотипов с этикой и интуицией заботит больше духовная жизнь и интеллектуальные потребности людей, проблемы культуры и искусства.
Логико-интуитивные и интуитивно-логические направлены преимущественно на научный поиск и эксперимент, разработку новых путей и методов, способствующих прогрессу человечества.
Соответственно, первую группу социотипов можно назвать “производственниками”, вторую – “социалами”, третью – “гуманитариями” и четвертую – “инноваторами”.
Производственно-технологический стиль ориентирует человека в предметную сферу, в которой главными объектами взаимодействия для него являются материалы, механизмы и ресурсы. Другой человек, скорее, воспринимается как производственный ресурс, носитель определенных профессиональных качеств – технических, экономических, управленческих или исполнительских качеств, чем самоценная личность. Он плохо понимает, что нужно принимать в расчет не только те возможности человека, которые необходимы для производства, но также учитывать его слабости и недостатки.
Носители производственно-технологического мышления подходят к делу конкретно, оперируя прежде всего фактами и цифрами. Они всегда опираются на результаты, взятые из практического жизненного опыта, а не гипотезы, теории и догадки. Они реалисты и практики. Больше доверяют испытанным на деле методам работы, чем экспериментам. Не любят отвлекаться на абстрактные теории и этические проблемы. Умеют руководить людьми, разбираются в их функциональных способностях. Придают значение материальным стимулам, созданию условий труда. Ориентируются на материальные ценности, отлаживание технологий, организацию производства. Их интересует контроль качества и учет спроса потребителя. Они следят за порядком, точностью и пунктуальностью в выполнении заданий. Считают главным компетентность, ясность в деталях, регламент и четкость.
Из ранее описанных нами юнговских психологических признаков конкретному мышлению соответствуют логика и сенсорика. Первый признак имеет дело с фактологическим материалом, его анализом и структурированием, а также отвечает за практичность, технологичность и целесообразность той деятельности, которым занимается личность с доминированием в типе логики и сенсорики.
Производственно-технологическому мышлению, носителями которого являются преимущественно логико-сенсорные и сенсорно-логические типы, конкретные материалисты и прагматики, в классификации профессий Е.А. Климова соответствует сфера «человек-техника» (предмет труда – материалы и устройства).
Из представителей группы «производственников» получаются хорошие строители, ремонтники, эксплуатационники, технологи, работники ОТК и служб материально-технического снабжения, кадровые военные и работники правоохранительных органов. Им больше всего подходит административно-хозяйственная и практическая деятельность с производственным уклоном или в сфере материального производства, ремонт и эксплуатация технического оборудования.
К этой группе относятся типы Инспектор, Лидер, Управляющий, Мастер.
Концептуальный стиль мышления больше ориентирован не на конкретику и реалиями сегодняшнего дня, а на перспективы и идеи. Генерация идей требует в качестве инструмента умения работать с абстрактными понятиями. Предметный анализ уступает место творческому синтезу, возникающему не на базе практического опыта, а благодаря способности предвидеть, прогнозировать события в окружающем нас мире, погружаться в состояние, называемое «инсайтом» или озарением – наподобие интуитивной вспышки. В данном случае роль подсознательного фактора иногда превалирует на сознательными поступками и прагматическим подходом.
Работа ученого-естественника или инженера-разработчика требует в качестве главного инструментария наличия таких психологических признаков, как логика и интуиция, необходимых для сбора, анализа и обобщения необходимых эмпирических данных и создания предпосылок для последующего синтеза – генерации новых идей, проектов, моделей и конструкций. Поэтому концептуальное мышление является необходимым атрибутом такой сферы деятельности, как инновационная. Ведь любой новый продукт – материальный или интеллектуальный – возникает исключительно как результат творческого процесса.
Человек с таким стилем мышления обычно устремлен к новым теоретическим знаниям, интересуется мало изученными явлениями, хотя в практических делах ему часто не хватает оперативности. Он стремится познавать законы природы, общества и мироздания. Часто размышляет над какой-либо идеей или законами бытия. Ценит смелые интуитивные прозрения, находки. Предпочитает экспериментировать, а не пользоваться известными методами.
Оптимальная сфера применения таких способностей носит название «человек –знаковая система» и «человек-природа», поскольку большинство явлений физического мира они облекают в форму символов – физических, математических, химических, экономических и т.д.
Инноваторы – интуитивно-логические и логико-интуитивные типы личности, сосредоточены на проектах и задачах, имеющих научное логическое решение, выраженное в формулах, проектах, гипотезах и конструкциях. Их место – в лабораториях и на кафедрах научно-исследовательских и проектных институтов, конструкторских бюро. Им больше всего подходит научно-исследовательская и экспериментальная сфера деятельности с теоретическим уклоном или на стыке теории и практики, а также работа в финансово-экономической сфере. Фундаментальные разработки, опытно-конструкторские разработки, научно-техническая информация.
Все это сфера применения сил для таких типов, как Новатор, Аналитик, Экспериментатор и Критик.
Социальное мышление направлено на решение проблем, связанных с удовлетворением человеческих потребностей преимущественно материального плана, связанных с современным понятием «потребительская корзина». Это понятие вмещает целый комплекс потребностей как первой необходимости – в пище, жилье, одежде – так и в дополнительных, входящих в систему инфраструктуры, в том числе, коммунальные службы, сервис, транспорт, организации сферы досуга и развлечений, здравоохранения и рекреации (отдыха и оздоровления) и т.п.
С одной стороны, социальное мышление носит конкретный характер, т.к. имеет дело с реальными вещами, с другой же стороны оно направлено на человека с его индивидуальными или групповыми запросами, то есть ориентировано на отношения. Этим областям соответствуют такие психологические признаки, как сенсорика и этика, отражающие материальный и эмоциональный аспекты такого понятия как качество жизни, предполагающее наличие как физического, так и душевного комфорта.
Все это – сферы, где успешно действуют сенсорно-этические и этико-сенсорные типы личности. Они предпочитает опираться на опыт – свой и других, а не экспериментировать, больше ориентированы на комфорт и благосостояние. Им понятны повседневные нужды людей, которые они стремятся удовлетворить. Они с удовольствием заботятся о здоровье, удобствах, внешнем виде и отдыхе окружающих, умеют интересно организовывать досуг и праздничные мероприятия. Любят ручную работу, практичны, реалистичны, расчетливы в делах. Их очень интересуют чувства и взаимоотношения между людьми. Обычно они держатся демократично, стремятся быть в ладу со всеми, делать приятное, но часто бывают непримиримы в этических оценках плохих поступков людей.
Сфера деятельности, которая охватывает людей с их повседневными потребностями, может быть описана через взаимосвязь «человек-человек». К ней относится сервис, спорт, досуг и развлечения, торговля и посредничество, работа в хозяйственной сфере с коммуникациями, а также руководящая работа с практическим уклоном. Наиболее эффективными в этой социальной нише социалы, к которым относятся Посредник, Коммуникатор, Политик, Хранитель.
И, наконец, гуманитарное мышление объединяет в себе способность работать с образами и эмоциями, категориями этики и эстетики, без которых невозможны понятия Добра и Зла, Красоты, Истины, Правды и Любви. Гуманитария интересуют, прежде всего, высшие духовные потребности, которые находят выражение в искусстве, религии, философии, психологии. Его также интересуют все области знания о человеке и обществе, путях его развития, ценностях и нормах, мировоззрении и идеалах, одним словом, все то, без чего человеческая жизнь была бы бездуховной, лишенной высшего смысла.
К людям гуманитарного мышления относятся этико-интуитивные и интуитивно-этические типы. Им лучше всего удается реализовать свой потенциал в сфере, которая может быть представлена взаимосвязью «человек-художественный образ».
Гуманитарии много размышляют о духовных интересах людей, их отношениях и чувствах. Они исследуют духовный мир людей и нравственные ценности, интересуются новыми общественными течениями, и путями развития культуры. Их привлекают литература, искусство, театр. Они много размышляют о задачах нравственного воспитания подрастающего поколения, о возможностях развития способностей каждого человека. Они охотно помогают людям решать их этические проблемы. Им бывает трудно постоянно поддерживать дисциплину и порядок, контролировать выполнение заданий. Они склонны идти на компромисс в практических вопросах, но бескомпромиссны там, где дело касается идей и убеждений. Их мало интересуют материальные стимулы, контроль качества, улучшение условий труда и даже собственный комфорт.
Гуманитарии успешно решают проблемы, связанные с повышением духовного и культурного уровня людей, разрабатывают философские, психологические, художественные идеи и концепции. Им больше всего подходит гуманитарно-социальная сфера деятельности с творческой направленностью или с обязательным наличием творческой компоненты в области культуры, искусства. Их творческая индивидуальность с успехом находит применение в различных благотворительных фондах и организациях.
К гуманитариям относятся такие типы, как Наставник, Лирик, Вдохновитель, Гуманист.
Таким образом, каждый социотип, как представитель своей группы профессий, выполняет в обществе определенную роль. Например: инноватор придумывает новую конструкцию реактивного двигателя, управленец запускает его в серийное производство, социал сошьет пилоту удобный комбинезон, а гуманитарий создаст методику психологической разгрузки пилота после трудного рейса.
Вкратце можно так охарактеризовать деловые качества типов:
Новатор: предрасположен к творческой деятельности, связанной с новыми, перспективными идеями. Везде, где работает, вносит атмосферу оживления и новизны. По складу ума — больше теоретик, чем практик.
Посредник: ориентируется на создание хороших условий для работы и приятной атмосферы общения. Сторонник компромиссов во всем. Старается со всеми найти общий язык.
Аналитик: настроен на конкретную цель и очень последовательно ее добивается. Требователен к себе. В отношениях с другими ему не достает гибкости. Надежный партнер.
Коммуникатор: постоянно стремится к активной деятельности. Очень эмоционален и подвижен. Старается быть всем полезным, особенно если кто-то рядом нуждается в помощи.
Наставник: человек творческого плана. Ему необходима положительная оценка своих способностей. Думает, что способен на многое, но не каждый может оценить это.
Инспектор: жизнь для него должна быть устроена правильно. Без порядка во всем нет морального удовлетворения. Каждый должен быть на своем месте и честно выполнять свой долг, без пустой болтовни и фантазий.
Лидер: специалист по нахождению нужных и эффективных методов для выполнения своего дела. Имеет хорошую реакцию на изменение ситуации. Не теряется ни в каких ситуациях.
Лирик: верит, что всегда найдутся люди, на которых можно опереться в трудную минуту. Жизнь — не только быт и рутина, в ней всегда есть место празднику, и этот праздник он умеет создавать.
Экспериментатор: считает, что только благородная цель и самоотверженный труд могут дать настоящее удовлетворение. При этом никогда не упускает из виду, что человек — главная ценность, ради которой стоит идти на жертвы.
Хранитель: для него мир хорош сам по себе, но для полного счастья нужно, чтобы люди совершенствовали себя в нем. В том, что нам плохо, виноваты мы сами, считает он. Нужно больше работать и не распускать себя.
Политик: его энергия постоянно ищет выхода. Он стремиться организовать что-либо, найти для этого новые возможности, новых людей, но не сидеть сложа руки.
Критик: главное — не торопиться и не наломать дров. Во всем нужна продуманность и осторожность, по принципу: семь раз отмерь, один — отрежь.
Управляющий: жизнь ради ближних — вот главная цель. Знает, что может рассчитывать только на собственные силы. Работать качественно, не покладая рук, выполнять свой долг честно, до конца – вот его девиз.
Гуманист: люди часто несчастны и нуждаются в помощи. И если он не поможет, то кто же? Главное, чтобы люди не теряли чувства справедливости.
Вдохновитель: если он нужен людям, то жизнь имеет смысл. А главное лекарство от скуки — это новые впечатления. Каждый человек по-своему талантлив, нужно только помочь ему в это поверить.
Мастер: пессимист в душе, но при любых обстоятельствах не теряет своей практичности. Упрямо идет к цели, если она того стоит. И никакой уравниловки: иначе зачем стараться?
Эти характеристики не являются, разумеется, серьезными указаниями на «профпригодность», но надеемся, что вы узнали себя в одной из них.
Поскольку человек редко может полностью реализовать себя только в одной сфере деятельности, соответствующей его социотипу, предлагаем вашему вниманию тест на профориентацию, который поможет вам уточнить как свою основную, так и дополнительную ориентацию на определенный вид деятельности.
Рекомендации по выбору профессии
А теперь предлагаем вам ознакомиться с примерным перечнем профессий для каждого типа личности в рамках основных четырех направлений деятельности:
Производственная сфера деятельности:
а) Профессии умственного труда:
Менеджер, администратор, заместитель директора по хозяйственной части, работник оргметодотделов и статистических служб, делопроизводитель, бухгалтер, инспекционный работник, диспетчер.
Технолог, инженер, наладчик аппаратуры и оборудования, специалист по пуско-наладочным работам, директор промышленного предприятия, агроном.
Кадровый военный, капитан судна, оперативный работник правоохранительных органов, юрист (судья, прокурор, следователь).
Врач (хирургия, скорая помощь), стоматолог, санитарный врач (санэпидемслужба), директор школы, учитель труда.
б) Профессии физического труда:
Различные строительные специальности, слесарь, токарь, электромонтажник, фрезеровщик, слесарь-сборщик, электрогазосварщик, радиомонтажник, плотник, столяр, штукатур, маляр, плиточник, обойщик, паркетчик, автомеханик, металлург, шахтер, спасательные работы, конвейерная сборка.
Фермер, бригадир, завхоз, прораб, контролер ОТК, вахтер, охранник (личности, офисов, грузов), кладовщик, повар-кулинар, кондитер, ремонтник бытовой техники, оператор почтовых отправлений, водитель транспорта, летчик военной и гражданской авиации, старатель, водолаз, моряк, рыбак, охотник, лесник, пчеловод.
в) Спорт:
Многоборье, борьба, бокс, стрельба, тяжелая атлетика, легкая атлетика, гребля, парусный спорт, метание молота, ядра, диска, гонки, футбол, хоккей, регби, горнолыжный спорт, велоспорт, мотоспорт, судья (рефери) и тренерская работа в соответствующих видах спорта.
г) Hе рекомендуются:
Педагогическая и воспитательная работа, психология, журналистика, врач (психиатр, педиатр, терапевт), дипломатия, посредничество, работа с клиентами в сфере сервиса (кроме технического), организация досуга и развлечений, рекламная и торгово-посредническая деятельность.
Маркетинг, долгосрочное планирование и прогнозирование, творческие профессии (в сфере культуры и искусства), научно-теоретическая работа, фундаментальные научные исследования, философия, лингвистика.
Социальная сфера деятельности:
а) Профессии умственного труда: преподаватель прикладных дисциплин, воспитатель дошкольных учреждений, завуч (по воспитательной работе), врач (стоматолог, отоларинголог, гинеколог, окулист, педиатр).
Администратор гостиниц (санаториев, домов отдыха), менеджер, профсоюзная работа, работник культуры и искусства, организатор художественной самодеятельности, управление агропромышленным комплексом, торгово-посредническая деятельность, организация сервиса, досуга и развлечений.
Юрист (адвокат), специалист по рекламе, брокер, агент страховых компаний, коммерсант, продюсер, оформитель, дегустатор.
б) Профессии физического труда:
Портной, закройщик, специалист по ремонту одежды и обуви, парикмахер, косметолог, костюмер, гример, повар-кулинар, бармен, официант, стюардесса, продавец, киоскер, кассир, средний и младший медперсонал, секретарь-машинистка.
Строительные специальности (бригадир, кладовщик, штукатур, маляр), телефонист, почтальон, оператор почтовых отправлений, работник справочного бюро, цветовод, бригадир, фермер, завхоз, водитель рейсового транспорта, проводник вагонов.
в) Спорт:
Легкая атлетика, теннис, бадминтон, футбол, волейбол, гандбол, коньки, лыжи, горнолыжный спорт, конный спорт, гребля, прыжки в воду, гонки, стрельба, велоспорт, туризм, судья (рефери) и тренерская работа в соответствующих видах спорта.
г) Hе рекомендуются:
Hаучно-теоретическая и исследовательская работа, кибернетика, экономические расчеты, планирование и прогнозирование, программирование на ЭВМ, конструирование,
Психология, философия, корректорская работа, работа переводчика, экспертиза, монтаж, настройка, точные работы (часовщик, гравер, ювелир).
Исследовательская сфера:
а) Профессии умственного труда:
Ученый (математик, физик, химик, кибернетик археолог, геолог, эколог, архитектор), ученый-исследователь (фундаментальные и опытно-конструкторские разработки, научные эксперименты), инженер-электронщик инженер-схемотехник.
Специалист по автоматическим системам управления, программист, оператор ЭВМ, конструктор, технолог, наладчик аппаратуры, экономист, работник бюро научно-технической информации, методист, статистик, архивариус.
Менеджер (разработка и внедрение новой техники), лектор, консультант по научно-техническим проблемам, патентовед, литературный критик, редактор-корректор.
Преподаватель естественнонаучных дисциплин в школах и и вузах, врач (хирург, невропатолог, отоларинголог, окулист), врач нетрадиционной медицины, работник правоохранительных органов (юрист, следователь).
б) Профессии физического труда:
Электрогазосварщик, электрик, кабельщик, электромеханик, электромонтажник, слесарь-ремонтник, радиомонтажник, автомеханик, гальваник, сантехник.
Специалист по ремонту бытовой техники, токарь, слесарь, фрезеровщик, водитель, работник сельского хозяйства, шахтер, нефтяник, моряк, почтальон, лесник, лаборант, чертежник, закройщик, фотограф, часовщик, экспедитор.
в) Спорт:
Шахматы, шашки, футбол, хоккей, теннис, баскетбол, волейбол, плавание, гребля, велоспорт, прыжки в длину и высоту, бег, коньки, лыжи (бег), стрельба, судья (рефери) и тренерская работа в соответствующих видах спорта.
г) Hе рекомендуются:
Рутинная и монотонная работа, требующая постоянного внимания, работа на транспорте, работа на конвейере, работа по упаковке и расфасовке, диспетчерская служба, а также работа, связанная с оформлением, рекламой и дизайном.
Административно-хозяйственная работа, работа в сфере сервиса (непосредственное обслуживание клиентов), оптовая торговля, снабжение, общественное питание, посредническая и дипломатическая деятельность, психология, педагогическая и воспитательная работа.
Гуманитарная сфера деятельности:
а) Профессии умственного труда:
Научно-исследовательская работа гуманитарного направления, историк, филолог, этнограф, библиотечная работа, музейная и архивная работа, работа в благотворительных организациях.
Работник искусства и культуры, литератор, журналист, редактор, корректор, фоторепортер, критик, переводчик, лектор, режиссер, актер (кино, театр), диктор (радио, телевидение), руководитель художественной самодеятельности, экскурсовод, гид, работник справочного бюро.
Врач (терапевт, психиатр, невропатолог, ветеринар), директор и завуч школы, педагог, воспитатель детских дошкольных учреждений, модельер, юрист, психолог, социолог, консультант службы знакомств, профсоюзный работник, работа в сфере досуга и развлечений, священнослужитель.
б) Профессии физического труда:
Секретарь-машинист, телефонист, косметолог, визажист, манекенщица, стюардесса, официант, массажист, зубной техник, санитар, няня.
Средний и младший медперсонал, проводник вагонов, маляр, зоотехник, портной, почтальон, наборщик в типографии, резчик (по дереву, кости, металлу), реставратор.
в) Спорт:
Спортивный комментатор, художественная и спортивная гимнастика, фигурное катание, бадминтон, большой теннис, туризм, альпинизм, синхронное плавание, горнолыжный спорт, санный спорт, прыжки с трамплина, судья (рефери) и тренерская работа в соответствующих видах спорта.
г) Hе рекомендуются:
Работы, связанные с тяжелым физическим трудом и повышенной опасностью травматизма, работы с вредными технологиями, работа на транспорте, хозяйственная деятельность, экономика и бухгалтерия, кредитно-финансовые операции, материально-техническое снабжение, фермерство, строительные специальности, армия.
Научно-исследовательские разработки в технической сфере, конструирование, монтаж и наладка оборудования, технология, монотонная работа на конвейере, точная сборка, металлообработка.
Автор – Анатолий Овчаров
Литература:
1. Аугустинавичюте А. Модель информационного метаболизма. Литва, 1980.
2. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. — М., 1986 г.
3. Букалов А.А. Структура и размерность функций информационного метаболизма, ж-л “Соционика, ментология и психология личности”, МИС, 2, 1995 г.
4. Воробьев Г.Г. Молодежь в информационном обществе. М., 1990.
5. Гуленко В.В., Менеджмент слаженной команды , Новосибирск, 1995г., РИПЭЛ.
6. Гуленко В.В. Квадры и их социально-психологические особенности. – ж. “Соционика, ментология и психология личности” № 1, 1995 г.
7. Мегедь В.В., Овчаров А.А., “Теория прикладной соционики”, ж-л “Соционика, ментология и психология личности”, МИС, 2, 1996 г.
8. Мегедь В.В. Адаптация типов к внешним и внутренним условиям // Соционика, ментология и психология личности, МИС, №4, 1996 г.
9. Мегедь В.В. “Целевые группы”, ж-л “Соционика, ментология и психология личности, МИС, 2, 1995 г.
10. Мегедь В.В., Овчаров А.А. «Детская соционика», // Мир семьи», ноябрь, 2000 г., с. 6-7.
11. Мегедь В. В., Овчаров А. А. Книга «Учитесь эффективно управлять людьми», Киев, «Карвалі», Рівне, ППФ «Волинські обереги», 2000 г., с. 126.
12. Мегедь В.В., Овчаров А.А., книга «Характеры и отношения», из-во Армада-Пресс, Москва, 2002.
13. Мегедь В.В. «Целевые диады»,
14. Мескон М, Альберт М, Хедоури Ф. Основы менеджмента, М., Дело, 1997 г.
15. Овчаров А.А.” Iнструмент для менеджера”, г-а “Бiржа”, № 15, 1992 р.
16. Овчаров А.А. Соционика – путь к личности. К.-Новосибирск, 1993.
17. Овчаров А.А. Особенности мышления у детей // Соционика, ментология и психология личности, МИС, №3, 1997 г.
18. Овчаров А.А. Типы личности и менеджмент // Соционика, ментология и психология личности, МИС, №4, 1997 г.
19. Овчаров А.А. Выявление способностей и их развитие // Соционика, ментология и психология личности, МИС, №3, 1998 г.
20. Овчаров А.А. «Социальный менеджмент», АМУ, 1998 г.
21. Овчаров А.А.Соционика – эффективный инструмент для подбора персонала// ж-л Карьера, №1,2000 г., с. 26-28.
22. Овчаров А.А. Ваш тип личности // ж-л Карьера, №2, 2000 г., с. 14-17.
23. Овчаров А.А. Системные признаки и идентификационная модель социальных структур // Соционика, ментология и психология личности, МИС, №3, 2000 г.
24. Сборник работ зарубежных авторов. Одаренные дети. — М., 1991 г.
25. Соколова В.И., Юзефович Г.Я. Отцы и дети в меняющемся мире. М.,
26. Столяренко Л.Д. Основы психологии (для вузов), Цифровой тест Мегедь-Овчарова стр.455, Ростов-на-Дону, Феникс , 1997 г.
27. Юнг Г.К. Психологические типы. М., 1992.