Рекомендательный план занятий по соционике для родителей и педагогов
1. Роль соционики при решении проблем школьного воспитания:
- предмет соционики и ее преимущество перед традиционными методами психологии;
- использование соционики в решении следующих задач: соционическое диагностирование детей с помощью тестов, игровых ситуаций, по характеристикам родителей, воспитателей и учителей;
- создание благоприятного психологического климата в детских группах посредством гармонизации отношений;
- выявление интересов каждого ребенка и формирование групп по интересам (кружки, секции и т.д.).
2. Тип личности и индивидуальное развитие:
- определение сильных и слабых сторон каждого ребенка и выработка на основе этого адекватных подходов и требований к нему ;
- создание условий в группах для реализации сильных качеств ребенка;
- выдача рекомендаций педагогам и родителям по работе с детьми, исходя из типов личности всех участников .
3. Характер межличностных отношений:
- ознакомление родителей и педагогов с основными методами определения типов личности детей для оптимизации воспитательной работы;
- выдача рекомендаций родителям и педагогам при сложных психологических коллизиях;
- гармонизация отношений на разных уровнях общения (семья, сверстники, педагоги), исходя из типов личности и интертипных отношений всех участников.
4. Проблема успеваемости и дифференцированный подход в преподавании:
- акцентирование усилий преподавателей на сильных сторонах личности ребенка и оказание им поддержки по отношению к слабо развитым качествам;
- использование факультативного метода обучения для развития доминирующих функций психики ребенка в соответствующих направлениях:
- ЛОГИКА – естественные предметы (математика, физика, химия) школьная пресса и т.д.
- СЕНСОРИКА – участие в кружках “Умелые руки”, оформление стендов, работа в мастерских.
- ИНТУИЦИЯ – организация групп типа “мозговой центр”, стимулирование идейных поисков в различных областях школьной жизни (в виде предложений, концепций, различных идей, создание новых игр и тренингов).
- ЭТИКА – гуманитарные предметы (литература, иностранный язык и др.), участие и организация кружков самодеятельности, выставок-продаж.
5. Нейролингвистическое программирование (НЛП) и стиль преподавания:
- ознакомление воспитателей с основами НЛП: особенностями восприятия информации по разным каналам: зрительному, слуховому, кинестетическому, двигательному и определение типа личности на основе полученных данных;
- соответствие восприятия информации детьми со способом ее подачи преподавателями.
6. Профориентация и раннее определение способностей:
- ориентирование детей в сферы деятельности, соответствующие их сильным сторонам;
- внеклассная работа по получению дополнительных знаний для талантливых детей с учетом особенностей их типов личности;
- выход на предприятие и знакомство детей со спецификой близких для них профессий по их сильным функциям.
7. Использование малых групп при решении различных задач школьного обучения:
- ознакомление воспитателей с различными психо-эмоциональными и интеллектуальными особенностями следующих групп:
- социального прогресса;
- клуб;
- мозгового штурма;
- здоровья;
- квадры.
- использование отдельных групп для решения конкретных задач (воспитательных, трудовых, спортивных, оздоровительных и т.д.).
8. Конфликты и их решение:
- причины конфликтов – столкновение интересов личностей;
- конфликты: семейные, партнерские, учебные;
- техника безопасности в общении – залог предотвращения и успешного разрешения конфликтов.
Автор – Валентина Мегедь
Литература:
- Аугустинавичюте А. Модель информационного метаболизма. Литва, 1980г.
- Аугустинавичюте А. “Социон”; “Теория интертипных отношений”. – Отдел рукописей Библиотеки Литовской АН, 1982 г.
- Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М., 1986.
- Букалов А.В., О четырех эволюционных стадиях развития и законе сменяемости квадр. – ж.”Соционика, ментология и психология личности” No 1, 1995 г.
- Воробьев Г.Г. Молодежь в информационном обществе. М., 1990.
- Гуленко В.В. Квадры и их социально-психологические особенности. – ж. “Соционика, ментология и психология личности” No 1, 1995 г.
- Мегедь В.В.. Овчаров А.А. Концепция энергообмена в модели “А” и построение подтипов – ж-л “Соционика, ментология и психология личности” No 1, 1994 г.
- Мегедь В.В. Теория прикладной соционики. – ж.”Соционика, ментология и психология личности” No2, 1996 г.
- Мегедь В.В. Функционально-ролевая модель социона и количественные пропорции типов в обществе (доклад на международной соционической конференции), 1998, 2000 гг.
- Овчаров А.А. Соционика – путь к личности ТОО Юнона , 1993 г.
- Мегедь В.В., Овчаров А.А. “Учитесь эффективно управлять людьми”, ЦПП “Карвали”, Киев, 2000 г.
- Сборник работ зарубнежных авторов Одаренные дети, М., 1991 г.
- Соколова В.И., Юзефович Г.Я. Отцы и дети в меняющемся мире. М.,1991 г.
- Юнг Г.К. Психологические типы. СПБ. Ювента ,М., Прогресс-Универс 1995.
- Юнг К.Г. “Воспоминания, сновидения, размышления” пер. с нем. Инны Булкиной. – AirLand, Киев -1994.