Аспекты интуиции времени в эмоциональной схеме квестимной и деклатимной моделей

Аспекты интуиции времени в эмоциональной схеме квестимной и деклатимной моделей

В эмоциональной схеме квестимной модели (+ч.э./-б.и.) аспект интуиции времени находится на более приоритетных позициях, чем “аутсайдер” сенсорика ощущений. Поэтому нагрузка на эмоциональный “образ” и эмоциональную память (+ч.э./-б.и.) там должна быть неизмеримо большей. В деклатимной модели, — наоборот, время и эмоциональная память являются “аутсайдерами” (“нехорошо ворошить переживания”!), а главную “музыку заказывает” техника при технологическом времени (-ч.л./ +б.и.) и альтернативные “ломовые”, технологические методики (“Работайте, товарищи, работайте! Семь потов сойдёт, тогда, может, чего – нибудь и достигнете!”).

В технологической схеме деклатимной модели и аспект сенсорики ощущений, и аспект этики эмоций (+б.с.) и (-ч.э.) — оба такие важные для театра и музыки), являются “аутсайдерами”. Почему? Да всё из-за той же “технологической”, “объективистской” интуиции времени (-ч.л./ +б.л.) .(По признаку “субъективизм – объективизм”: “субъективистское” время — время интуитов – квестимов – субъективистов первых двух α- и β- квадр, “исходит” от интуитов- этиков- субъективистов β- квадры. А “объективистское” время — время интуитов – деклатимов – объективистов γ- δ- квадр “исходит” от “интуитов – логиков- объективистов γ- квадры, построено на технологических экспериментах и экспериментальных методиках. Аспектам сенсорики ощущений и этики эмоций в этой объективистской деклатимной схеме не доверяют, считая их слишком субъективными.

А без “технологов”, что – ли, в музыке обойтись нельзя? — возникает законный вопрос.

— Нельзя! Потому что аспекты интуиции времени как интровертные “привязываются” к экстравертным аспектам, непосредственно их реализуя. В квестимной модели инволюционный аспект интуиции времени (-б.и.) непосредственно реализует аспект этики эмоций (+ч.э./-б.и.), в деклатимной модели аспект эволюционной интуиции времени (+б.и.) непосредственно реализует аспект инволюционной деловой логики (-ч.л./ +б.и.) она же его и технологически организует. Третьего — не дано. Человек либо “идёт” от эмоциональной выразительности, как это происходит в квестимной модели (+ч.э./-б.и.), потому, что сама психологическая природа модели “установила” такой приоритетный порядок (и он подтверждается практикой и наблюдениями), либо следует технологической ритмической схеме (-ч.л./ +б.и.), полагаясь на заданный (технологический) ритм. Даже если этот ритм ему отбивает метроном.

Для деклатима удобней пользоваться технологическими ритмами, чем заново воссоздавать в памяти и заново переживать эмоции, “накладывая” на них ритмы и темп, как это делают квестимы по своей схеме (+ч.э./-б.и.). Деклатиму это, вследствие его (+б.и.) – интуиции, — “интуиции технологических условий ближайшего времени”— это не удобно. Ему удобней действовать по технологической схеме (-ч.л./ +б.и.).

Есть технологические условия (-ч.л./ +б.и.) — ритм, сопровождение, звукозапись аккомпанемента, хорошая звукоизоляция в комнате, разрешение соседей и родителей на музицирование в это время суток и т.д. , — деклатим музицирует. Нет таких условий, он их дожидается, или создаёт.

Деклатим, под давлением своей позитивной этики отношений (+б.э.), предпочитает жить с соседями в мире. К этому обязывает его и исходно – эволюционная программа сенсорики ощущений (+б.с.), и этика эмоций (-ч.э.) — конформная этика освоения окружающей среды. Поэтому деклатим либо будет конформно подстраиваться под условиях окружающих, дорожа их добрыми отношениями (Характерно для рассуждающих этиков – деклатимов: СЭИ, ЭСЭ, ЭИИ, ИЭЭ). Либо будет диктовать и устанавливать свои условия ” добрососедских отношений”, выгодные и удобные ему. (Характерно для решительных логиков -деклатимов: ЛСИ, СЛЭ, ИЛИ и ЛИЭ).

Квестим разрешения от соседей дожидаться не будет (он с ними будет воевать, как герой – одиночка с враждебной средой, если они помешают ему свободно изливать чувства в музыке: есть разрешение от муниципалитета музицировать громко до одиннадцати часов вечера, — значит есть возможность (-б.л./ +ч.и.) и надо её использовать. Есть настроение музицировать(+ч.э./-б.и.) и есть время. И значит каких – то других условий дожидаться и создавать себе совершенно необязательно. Попеть он может и без аккомпанемента. Так получается свободней и задушевней. А ночью, когда шум на улицах стихает, “слушать” тишину и петь для неё , — намного приятней.

Квестим обожает музицировать (а особенно петь) в вечернее время. В ночное время его очень тянет петь. И, конечно, несбывшаяся мечта — петь в ночное время на лоне природы. Летней, звёздной ночью. Обязательно при луне. Обязательно на берегу реки или озера. Так, чтобы и звук, и луна от него отражались. Потому, что водная гладь является хорошим проводником звука, пение приобретает особую акустику и тишина начинает по- особенному “звучать”. Возможно поэтому квестиму неудобно и неприятно петь в ярко освещённом зале, видеть лица зрители, чувствовать их активную обратную связь (в виде ответной мимической или эмоциональной реакции, которая не всегда совпадает с его собственным мнением, или настроением). И наоборот, в затемнённом зрительном зале квестим чувствует себя великолепно. А если ещё и аккомпанемент его при этом не сковывает, — о лучшем и мечтать нельзя! Тогда эмоции квестима (а особенно этика) начинают “раскрываться” как ночные цветы под луной, а сам он чувствует себя соловьём, поющим в летней роще. Он ощущает особую свободу и лёгкость в голосе, ощущает его полётность и чистоту. Он, как бы идёт по лунному лучу этой звёздной ночи и улетает куда – то далеко к звёздам… Это же ощущение торжественного покоя передаётся зрителям и они слушают его как зачарованные, затаим дыхание и боясь пропустить хотя бы одну ноту. Они следуют за исполнителем по лунному лучу его мелодии и мечтают о том, чтобы это очарование не рассеялось. Это же состояние передаётся зрителю, когда они слышат (сейчас, увы, только в звукозаписи) каватину Нормы “Каста дива” (арию- молитву, обращённую к богине Луны) в исполнении Марии Каллас (ЭИЭ, Гамлет), в медленных темпах, голосом, переходящим от многообразия цветовых окрасок к серебристому оттенку, передающему ощущение льющегося потоком лунного света. В соответствии с текстом самой арии:

“Casta Diva, che inargenti
Queste sacre antiche piante,
A noi volgi il bel sembiante,
Senza nubi, senza vel…”

(“Целомудренная Богиня,
Ты серебришь лучами священные деревья,
Склони и к нам своё прекрасное лицо,
Не скрытое, ни дымкой, ни облаками…”(итал.)

Но деклатимы этого не любят. Они начинают засыпать под такое пение. Да ещё в тёмном зале. Даже, если сидят в оркестре. “Я чуть не заснула во второй картине, такой она взяла медленный темп…”— жаловалась в антракте оркестрантка- скрипачка на солистку – квестима., — жду, жду, когда она, наконец эту арию допоёт, а она всё никак не заканчивает…” (А речь шла о медленной и печальной “Песни Любаши” из “Царской невесты” Римского- Корсакого. Одна из немногих арий мирового оперного репертуара, которая исполняется без сопровождения. И певица может брать в ней такой медленный темп, какой силы и возможности позволяют. Даже, чем медленней, тем лучше. Деклатимы эту арию обычно загоняют (Настолько, что по одному этому, не разглядывая певицу в бинокль, можно на слух определить, кто поёт, квестим, или деклатим. Деклатим начинает тут же судорожно комкать и ломать темпы. По их природной конформности — им неловко заставлять зрителя слишком долго ждать. (“У зрителя может рассеяться внимание, ему вдруг станет неинтересно и он вообще может уйти из театра недослушав…”) И они сами начинают нервничать и сдвигают темпы настолько, насколько им это удаётся, опасаясь, впоследствии, услышать критику в свой адрес (как минимум от оркестрантов).

Квестиму, конечно приходится выдерживать характер, чтобы настоять на своих темпах. В том числе и в этой арии. (И в первую очередь в ней!) Если в театре её приняли в том темпе, на котором он настаивает, всё остальное приложится.

Тот интуитивный план, которым он как “лунным лучом” “освещает себе путь” во время исполнения, та тишина, которую он умеет слушать во время пауз и во время собственного исполнения без аккомпанемента, тот торжественный и величавый покой, который обволакивает его и который он “излучает” и передаёт, — всё эти образы и ощущения являются неотъемлемой частью “архетипической” базы квестимной модели. Ей они неизменно присущи и во многих произведениях квестимов (различных видов и жанров искусства) неизменно проступают и упоминаются.

Вспомнить, хотя бы, незабываемые по красоте величественные образы из “Мастера и Маргариты. М.А. Булгакова. И лунный свет, который “закипал и обволакивал”, и “лунный луч”, по которому шёл во сне Понтий Пилат со своим странным другом – философом. И, как заклинание, слова Маргариты: “Слушай тишину!” в её последнем монологе, обращённом к Мастеру. И знаменитая фраза: “Он не заслужил свет, он заслужил покой!”, и преимущества “тишины, покоя и лунного света с прозрачными тенями” в антураже Воланда в противовес “Вечному Свету без теней” и “ослепительному солнечному свету” и в его диалоге с Левием Матвеем. (Мастер не заслужил свет, он заслужил покой, потому, что покой — лучше!)

Холодная и сумрачная по ощущениям и по цветовой гамме квестимная модель предрасполагает к глубокой романтике, глубоким переживаниям или размышлениям, заставляя ещё больше ценить простые и доступные радости “звёздной ночью, летними сумерками, прохладным осенним или зимним вечером, когда “Буря мглою небо кроет, вихри снежные крутя…”, а в камине так ярко горит огонь, а в комнате так тепло и уютно). Предрасполагает к минорным тональностям лирических настроений…

Автор – Вера Стратиевская

Источник