Соционика и другие типологии

Соционика - наука или искусство?

УШАКОВА

E-mail Печать PDF
Рейтинг пользователей: / 0
ХудшийЛучший 

УШАКОВА Татьяна Николаевна (р. 1930) — российский психолог, специалист в области общей психологии, психофизиологии, психологии речи, психолингвистики. Д-р психологических наук (1971), профессор (1980), чл.-кор. АПН СССР (1990), чл.-кор. РАО (1992), действит. член РАО (2004). С 1993 г. — гл. ред. организованного ею журнала "Иностранная психология", который был преобразован в журнал "Психология" при Высшекй школе экономики (Москва). Является лидером научной школы "Психология высших когнитивных процессов", поддержанной грантом Президента РФ в номинации "Ведущие научные школы" (2003).

В 1953 г. У. закончила психологическое отделение философского фак-та МГУ им. М.В. Ломоносова. С 1972 по 1975 она зав. лаб. Высшей нейродинамики в НИИ ОиПП ФПН СССР, в 1975—1980 гг. возглавила лаб. высшей нервной деятельности человека в НИИ ВНД и нейрофизиологии АН СССР. С 1981 г. — зав. лаб. Психологии речи и психолингвистики ИП АН СССР. С 2001 г. — гл. научн. сотрудник ИП РАН. У. разработана общая психологическая теория генезиса и функционирования речи, согласно которой способность человека говорить и воспринимать речь имеет два корня — природный и социальный.

>Генетически заданная тенденция выражать вовне, "экстериоризировать" впечатления и состояния психики, составляет природное основание речи и выражается у младенца в спонтанных голосовых проявлениях, у детей — в речевой игре, словотворчестве, эгоцентрической речи, у взрослых — в потребности "выговориться" при эмоциональном возбуждении, обсуждать волнующие данного человека темы и др. С другой стороны, когнитивное развитие ребенка осуществляется под влиянием внешних воздействий, включая и окружающих его людей. Взрослые, подсказывая ребенку слова и побуждая повторять их, фактически дают ему удобные для имитации звукодвижения, способствующие прояснению смутных состояний его сознания.

Предлагаемый ребенку словесный материал оказывает влияние на структурирование его психики. Введение слова в функционирование психики младенца становится основой формирования в его НС особого функционального органа — механизма внутренней речи, обеспечивающего фиксирование материала, необходимого человеку для владения языком.

Механизм внутренней речи взрослого человека имеет иерархическую организацию, обеспечивающую фиксацию: 1) слов и их элементов (лексики языка), 2) "вербальных сетей", "семантических полей" (словесных ассоциаций), 3) правил сочетания слов (грамматики), 4) правил построения связной контекстно обусловленной речи (текстов в широком смысле, включая устную речь в ситуации общения. "

;Экстериоризация" разнообразных состояний сознания человека, как результат функционирования внутреннего речевого механизма, обусловливает сложносоставную семантику слышимой речи, включающей в себя: 1) знание говорящего о мире, 2) различные речевые формы, отражающие функционирование внутреннего речевого механизма, 3) речевые воздействия, направленные на организацию общения, в котором партнеры реализуют свои намерения и цели. Глубинное психологическое содержание речи в каждом из выделенных аспектов легло в основу создания метода "интент-анализа" речи.

В прикладном плане этот метод использован для анализа конфликтных политических дискуссий. Эмпирически установленная и теоретически обоснованная сущностная, по происхождению, связь речи с психологическими состояниями и особенностями человека, приводит к выводу о возможности на основе речевой продукции исследовать психологические характеристики говорящего, что является базовым моментом для разработки проблем речевой диагностики. Наряду с исследовательской, У. ведет большую преподавательскую работу.

Соавтор вышедших под ред. В.Н. Дружинина учебников: "Современная психология", (1999); "Психология", (2001); "Когнитивная психология", (2002, соред. Д.В. Ушаков). Автор трудов: "Функциональные структуры второй сигнальной системы" (1979); "Психофизиологические механизмы речи, М., 1979; "Речь человека в общении", М., 1989 (в соавт.); "Ведение политических дискуссий. Психологический анализ конфликтных выступлений", М., 1995 (в соавт.); "Слово в действии", М., 2000 (в соавт.); "Детская речь: психолингвистические исследования" (ред. и соавт., 2002); "Речь: истоки и принципы развития, М., 2004.

В.А. Кольцова