Соционика и другие типологии

Соционика - наука или искусство?

Торк Ангех

E-mail Печать PDF
Рейтинг пользователей: / 2
ХудшийЛучший 

Торк Ангех Торк Ангех, Турк Ангех, Турк Ангехеа, Торг Ангех, в армянской мифологии бог, правнук Хайка. Культ Т. А. сложился, вероятно, в результате слияния представлений о богах Ангехе и Тарку. Древнеармянскому богу Ангеху поклонялись в землях бассейна озера Ван.

В армянском переводе Библии именем Ангех заменено упоминаемое имя шумеро-аккадского бога Нергал. Ангех (арм., «гриф»), видимо, связывался с тотемическими представлениями армян. Район распространения культа этого божества называли Ангех-тун («дом Ангеха»).

Вероятно, на той же территории почитался Тарку, или Тургу (скорее всего, митаннийско-хеттского происхождения), бог плодородия и растительности. В дальнейшем появилась новая форма имени — Турк, или Торк (согласно народной этимологии, турк, «дар»).

Вследствие общности района поклонения обоим богам Турк стал отождествляться с Ангехом или рассматриваться как его потомок; утвердилось его наименование Турк Ангехеа («дар Ангеха»). Позднее эпитет Ангехеа был переосмыслен как «безобразный» (от тгех, «некрасивый»), и Т. А. стали связывать не с Ангехом, а с великаном Хайком.Согласно мифам, Т. А. — исполин безобразной наружности: с грубыми чертами лица, со сплюснутым носом, ввалившимися глазами, диким взглядом, неуклюжий.

Т. А. — каменотёс-ваятель; руками откалывает гранитные скалы, ногтями обтёсывает их, создавая гладкие плиты, на которых ногтями же гравирует рисунок (изображения орлов и др.). Разъярившись, он отламывает огромные скалы и швыряет их в корабли недругов.Образ Т. А. нашёл отражение в поэме Г. Агаяна «Торк-Ангех» (1888).

Литература :
Абегян М., История древнеармянской литературы, пер. с арм., Ер., 1975, с. 23—25;
его же, Армянские народные мифы в «Истории Армении» Мовсеса Хоренаци, 1899, с. 259—83 (на арм. яз.);
Adontz N., Tarkou chez les anciens Armeniens, «Revue des études arméniennes», 1927, t. 7, fasc. 1, p. 185—94.