Соционика и другие типологии

Соционика - наука или искусство?

Куда уходит смысл

E-mail Печать PDF
Рейтинг пользователей: / 0
ХудшийЛучший 

Куда уходит смысл?

Ребёнку всё интересно. Мир дарит много подарков, развлечений, перспектив. Поскольку у детей своего мало, то они всё получают от внешнего окружения: родителей, воспитателей, учителей...

Но вот человек взрослеет, становится зрелым. У него много знаний, опыта, навыков. Восприятие становится другим. Фильмы уже не те, что раньше, много глупых, бессмысленных. Книги – не шедевры, откровений мало. Спектакли – страшнее фильмов, что там для души? Коллеги, друзья, знакомые не приносят откровений, мудрости, тайных знаний. У них их просто нет. Окружающие люди предсказуемы и неинтересны. Внешний мир перестал нести смысл в жизнь отдельного человека. Куда он делся, этот смысл? А может быть, его и не было? Такое мироощущение есть, встречали?

Это мироощущение человека, потерявшего или не нашедшего свой смысл жизни. Пока добрый мир в детстве кормил радостями, был ласков, как мама – проблем не было, да и смысл жизни был в получении благ, развлечении: «главное, чтобы кушал хорошо и учился, играл весело и мирно». А кто будет «кормить» взрослого человека? Ну, не совсем взрослого, просто выросшего ребёнка. Жизнь уже не развлекает, а внутри пусто – смысла нет. А его где-то можно взять? И что это такое?

Можно дать такое определение, оно близко к выработанному Баденской философской школой. Смысл – посредник между человеком, его делами и его же ценностями. Другими словами, дела имеют смысл, если они служат каким-то ценностям. Например, один человек может таскать камни на гору, обливаться потом, страдать. Если его спросить, что он делает? Ответ будет – мучаюсь и страдаю. Другой человек на ту же гору таскает камни с улыбкой на лице. Он ответит, что делает другое дело – строит Храм, смысл у него есть. Дело служит его ценностям.

Таким образом, смысл жизни человек может найти только у себя. Точнее, сформулировав свои ценности, а также дело (дела) своей жизни, которые будут служить этим ценностям.

Можно ли оценить со стороны, живёт человек бестолково или смысл в его жизни есть? Иногда это возможно. Например, алкоголик с его главной ценностью – выпить, то есть развлечь себя спиртным, имеет единственную цель своих действий – найти водку. Смысл в его жизни есть, но вряд ли мы его признаем настоящим, правильным.

Есть ли критерии «правильности»? Иногда это могут быть установившиеся в обществе порядки, правила, законы. Может быть, мнение авторитетных людей, религиозных лидеров.

Субъективно человек свой смысл жизни сможет оценить, обратившись к значимому мнению референтной группы людей, это родители, учителя, коллеги, друзья. Они со стороны оценят и подскажут, как им видится – осмысленно живёт человек или нет. Конечно, такие мнения будут субъективны, но если это люди умные, а других у вас в друзьях, надеюсь, нет, то к их суждениям прислушаться стоит.

Вернёмся к детям.

Почему смысл жизни у детей есть всегда? Потому что их главная ценность – развлечение, главное дело (и ведущая деятельность) – игра, которая служит основной ценности – развлечению. Это нормальный этап развития, который, естественно проходит. Когда человек вырастает, но других ценностей, кроме развлечений не появляется, то можно сказать, что повзрослело тело, но не сознание. Выросший ребёнок ещё не взрослый, если «детский смысл жизни» уже ушёл, а нового нет.

Почему нового нет?

Взрослые дети ищут развлечений в окружающем мире, пробуют всё: кино, музыку, компьютерные игры, сериалы, секс, алкоголь, наркотики. Это их ценности, а дело – по сути, та же игра. С возрастом интерес и возможности иссякают, уже многое попробовали, со старыми развлечениями смысл жизни уходит, можно находить новые, но до поры, до времени. Возникает мироощущение, что всё бессмысленно. Мир не добр, он разочаровывает.

Можно ли найти другие ценности? Да. Но взрослые дети устали, да и не привыкли они ничего искать. Вот их типичные ответы.

«Смысл жизни – в самой жизни. Искание смысла – это умствование. Вместо того, чтобы жить».

«Смысл жизни в удовольствии. Предполагается, что с каждым новым поколением жизнь должна улучшаться и улучшаться, хотя на практике это не всегда так, и цена за улучшение иногда бывает слишком мучительна...»

«Вопрос о смысле жизни, наверное, можно прояснить таким путем. Поскольку я живу, то какой-то смысл в своей жизни вижу. Если же никакого смысла не вижу, то какой в моей жизни смысл, какой смысл напрягаться, хотя бы жевать?

Жевать есть смысл хотя бы потому, что при этом мы получаем удовольствие. Вообще, если какая-то деятельность приносит удовольствие (или принесет в дальнейшем), то ей есть смысл заниматься. Наоборот, если что-то сулит одни неприятности, то смысла заниматься этим нет».

Замечу, это хорошие люди, но смысла в их жизни нет или они его не смогли сформулировать. Всё правильно, ребёнок не умеет «умствовать», он живёт – развлекается. А взрослый? Это правда его ценности: развлечение, удовольствие? Других нет?

Попробуйте, сформулируйте. Какие ценности у вас? Ваше дело жизни (дела)? Отвечают ли эти дела ценностям? Осмыслены они? Дают смысл вашей жизни?

Интересные вопросы. Думаю, на них можно найти достойные ответы. В любом случае, это возможность задуматься, что само по себе полезно. Ну, хуже-то не будет. А вдруг и смысл появится?

Успехов!

Автор - Виталий  Пичугин

Источник


Новые статьи:
Старые статьи: