Соционика и другие типологии

Соционика - наука или искусство?

Правила писателя

E-mail Печать PDF
Рейтинг пользователей: / 3
ХудшийЛучший 

Зачем изобретать велосипед?

Правила писателя

1. Первым на сцену должен выходить главный герой.

2. С самого начала сюжет должен быть острым.

3. Никогда не ставь в самое начало сокровенную мысль, которой ты хочешь осчастливить человечество. Читатель должен попасть, завязнуть в сюжете, иначе он просто откинет книгу с нравоучениями, мол:"Сами с усами!"

4. Характеры героев раскрывай в действии.

5. Философскую мысль тоже лучше раскрывать в действии. Главный герой или побочный могут совершать в нужном ключе, а отрицательный –противиться, либо меняться со временем. Но никогда не следует учить: "Петя, ты дурак, делай вот так!" Басня с выводом оскорбляет человека. Дураки, как правило, не читают, а умному достаточно намека. Даже если читатель прежде в данной ситуации совершал действие не то, которое пропагандирует писатель, то вживаясь в образ, он почувствует его правильность или фальшь. Главное, чтобы выводы делал сам читатель, а не кто-то со стороны.

6. Если по каким-то причинам мысль не может раскрыться через действие, то задай вопрос. Хороший вопрос –половина ответа. Умному достаточно.

7. Не делай предложение слишком длинным. Имей ввиду: оперативная память мозга ограничена. Читатель просто забудет начало, а перечитывать не каждый станет.

8. Но не делай предложение и чересчур короткими, если не оправдано сюжетом и не несет большую окраску, чем нормальное. Например, слово-предложение "Смеркалось." достаточно образно и оправдано, а "Я шла." бесцветно. Можно написать:"Я шла навстречу звездам, которых проявлялось все больше и больше."

9. Не пиши лишнего, особенно, в диалоге. Если из контекста понятно, что говорит такой-то герой с таким-то окрасом, то не подставляй каждый раз к его словам: "сказал Петя или буркнул Андрей". Читатель просто пропустит это пояснение, останется лишь раздражение от помехи.

10. Не пиши слишком много про одно событие. Как бы ни хотелось окрасить его со всех сторон, но с кинематографом или игрой на компе не сравнишь. Для примера, средняя книжка весит 2,5 Мб, а фильм дивиди качества – 4, 6 Гб. В книгах ставку делают на воображение читателя. Достаточно нескольких ярких штрихов для возникновения картинки в мозгу, но штрихи должны быть обязательно.

11. Если не можешь оторваться от описания события, то ломай себя и переходи к следующему. Лучше идти по тернистой тропе и мочить выскакивающих из-за углов, деревьев, замков чудовищ? обязательно разных? чем весь роман рубить троллей у реки.

12. Роман не может жить без цели. Цель –стержень, хребет романа. На нее нанизываются все события и приключения героев. Цель обозначается в завязке. К ней стремятся в повествовании, борются с врагами за-ради нее, цель достигается в развязке.

Очень эффектно, когда, надеясь на определенные силы, шли к цели одними путями, а достигли ее неожиданным поворотом событий. Другой вариант, когда шли к одной цели, но в конце достигли совсем иного.

Интересно, что окраска результата зависит от миропонимания читателя. Еще и поэтому нельзя прямо говорить, что сие "гуд", а это –вот совсем наоборот.

13. Цели и сюжеты могут быть разными. Мысль, мораль, идея, которую ты хочешь передать читателю, может вплетаться в любой сюжет, как ленточка в девичью косичку. К примеру, любое искусство данной общности: игры, кино, книги, театры, музыка и т. д, априори внедряет главенствующую идеологию. Христианско-демократическая свою, мусульманская –свою, китайская –свою и т.д.

Если ты изобрел что-то свое, то милости просим на Олимп. Будешь формировать свою паству, даже если она об этом и не догадывается.

14. Как говорит Юрий Никитин, снимай с дерева табличку "Дерево". Например, "другая альтернатива" и "кивнул головой да еще своей, да еще в знак своего согласия" есть образцы тавтологии. Кто желает, может прочитать его роман "Великий маг". Там говорится о многих аспектах писательского мастерства. Собственно, она есть пособие для начинающих писателей.

15. Герой должен меняться за время сюжета. Желательно главный. Читатель олицетворяет себя с ним, а значит, и меняется в ту сторону, которую ты захочешь.

16. Есть маленькие хитрости для смены мировоззрения. Если герой должен измениться резко, то полезно, чтобы он вскрикивал: "Какой же я- идиот, дурак и т. д. был". Никто из нас себя дураками не считает, поэтому к такому герою сразу чувствуют симпатию. Мол:" А я то –умный, я еще раньше догадался!" Этим самым мы подымаем самомнение, значимость читателя, отстраняясь на мгновение от героя.

17. Но не стоит называть главного героя дураком слишком часто. Все таки в основном он себя олицетворяет с героем. В этом случае читатель полностью дистанцируется от романа и не возьмет его в дальнейшем в руки.

18. Как говорится, герой большую часть романа должен обладать сверхспособностями, которыми хотел бы обладать читатель, но периодически его надо бить мордой об асфальт, для реала.

19. Не нужно забывать, что герой –человек, а значит, должен пугаться, хоть может и не показывать вида. Он хочет есть, ходить в туалет, жить в комфорте. Он желает женщину, хоть может и бороться с сим чувством во время квеста. Герой испытывает неприязнь к тем, кто глумится над детьми, стариками, женщинами, слабыми. Героя раздражает, когда не дают доделать какое-то дело до конца. И он, как и мы, хочет, чтобы воспевали хвалу ему , единственному и неповторимому, хоть может и не признаваться в этом.

20. Оптимальное количество героев –три. Не потому, что волшебное число, а удобно для повествования. Один герой –это постоянные монологи. Два –диалоги без смены партнеров, приходится часто вводить посторонних лиц. Четыре –уже сложно удержать в памяти.

21. Герои должны быть разными, как по внешности, так и по характерам, именам. Тогда можно играть на несоответствиях, прорисовывать комичные и проблемные ситуации. Запомнить такую троицу легко.

22. Еще лучше, когда внешность, характер и имя соответствуют друг другу. Тогда возникают бессмертные образы такие, как гоголевские Коробочка, Собакевич. У читателя не возникает диссонанса, а наоборот, наоборот. Например, выдвинутая тяжелая челюсть, крупный хищный нос, мефистофельские брови и имя Одуванчик. Ну, как? Такое используют в юмористических романах или когда по этому герою ведут юмористическую линию. Но от несерьезного героя не ожидают ничего серьезного, что может дать эффектную концовку, когда он резко изменится, сделает нечто непохожее на него.

23. Нельзя треть романа делать главным героем одного, потом бросать его и вести второго, затем третьего. Каждая смена героя воспринимается, как смерть. Все ощущают острое сожаление, когда заканчивается книжка, а продолжения нет. Недаром столь популярны сериалы.

24. Главную мысль можно вынести в самый конец. Прочитают по любому, так как захотят закончить начатое. Тут прокатит даже нравоучение, хоть и не стоит сего делать из чисто профессионального уважения к самому себе.

25. Если можешь придумать близкие по смыслу слова, синонимы, то используй их вместо однотипного повторения. Однотипность создает терку. Но коли не приходит ничего на ум, то не изощряйся: получится хуже. Синонимы на то и синонимы, что полностью не отражают значения слова. Например, " закат","кровавый небосвод","алый край неба","красные горы на горизонте" –близко, но малость отличается. Но если используешь слово "капуста"? Чем заменить? Овощем с множеством одежек без одной застежки?

26. Не злоупотребляй причастиями и деепричастиями. Например: "Подошедший к лестнице Андрей закинул на плечо ружье и начал спускаться, держась за перила, окрашенные в зеленый цвет, вминая краску под пальцами. "

Лучше все это дело разделить на несколько предложений: " Андрей подошел к винтовой лестнице. Рука взметнулась вверх, закинула на плечо ружье. Андрей заглянул вниз меж пролетов и начал спускаться. Зеленые поручни поскрипывали, краска хрустела, вминалась в дерево. "

И читается легче и красок больше.

27. Не всегда получается соблюдать связь времен, но стараться надо.

28. Характерной ошибкой в построении предложения является не то место деепричастия. Например:

Андрей подошел к винтовой лестнице. Рука взметнулась вверх, закинув на плечо ружье. Он начал спускаться. Зеленые поручни поскрипывали под стиснутыми пальцами. Краска хрустела, вминалась в дерево.

В предложении:" Зеленые поручни поскрипывали под стиснутыми пальцами ", ? необходимо сперва стиснуть, а уж после этого возможен скрип. Так что логичнее было бы:"Под стиснутыми пальцами поскрипывали зеленые поручни". Однако, "стиснутые пальцы"-законченный результат. С чего бы перилам скрипеть. Для этого необходимо периодическое сжатие, разжатие. Лучше так:"Пальцы стискивались так, что перила поскрипывали".

Еще канава, когда необходим глагол, а делают деепричастием, и –наоборот:

В предложении:"Рука взметнулась вверх, закинув на плечо ружье",? необходимо деепричастие сделать глаголом, а глагол –деепричастием. Почему? Потому, что "закинув" обозначает прошлое законченное действие. То есть по смыслу оно должно произойти перед "рука взметнулась вверх". Тогда, исходя из логичности построения текста и предложения в частности, нужно"закинув на плечо ружье" поместить перед "рука взметнулась вверх". Посмотрим, что получится: "Закинув на плечо ружье, рука взметнулась вверх". Бред! Можно либо "Взметнувшись вверх, рука закинула ружье на плечо", либо "Рука взметнулась вверх, закинула на плечо ружье".

Вообще логичность должна быть не только в тексте, но и в предложении. Логику текста еще надо оценить, а когда читатель с самого начала начнет спотыкаться о словесные коряги, то осадок останется. Возьмет ли такую книгу издатель?

29. Чем отличается профессионал от новичка? Новичка никто не знает, к нему инстинктивно испытывают неприязнь. Чтобы только попасть в "бригаду", новичку нужно показать себя лучше профессионала. Профессионалу прощают ошибки, алогизм текста. У магистра сложилась своя аудитория. Издатели печатают его произведения и за мастерство и за имя. Новичкам ошибки не прощают: отбор жесток. Так что рекомендую ваше первое произведение вычистить досканально, а уж потом отправлять в издательство.

Самое лучшее, когда после окончания одного возьмешься за другое, а первое отложишь на пару месяцев. Не буду скрывать, что свое первое произведение считал сверхгениальным и жутко удивлялся, когда его отфутболивали. Максимальный срок ожидания ответа из редакции –три месяца, так что начал следующий роман. Когда написал половину второго –открыл велосипед! Перечитал свой первый –и чуть со стыда не сгорел: такая гадость! Мне ж еще в школе говорили, что деепричастия и причастия призваны раскрасить скучный холст глаголов. Ну, я и давай… лепить предложения по три-четыре, а то и больше строчек.

Когда спохватился, то вырезал листов восемьдесят текста! Жалко? Да!!! Но без этого никак. Для проверки я решил перечитать классиков. Перечитал. Да не только прозу, но и поэзию. В поэзии так вообще с деепричастиями и причастиями не густо! Однако, на понимание и красоту сие действует совсем не плохо! Не верите мне, тогда возьмите с полки что-нибудь знаменитое, всмотритесь в текст!

P.s.:

Если у вас есть дополнения или замечания, то прошу в корыстных целях: напишите!

Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript



Новые статьи:
Старые статьи: