Соционика и другие типологии

Соционика - наука или искусство?

СОЦИОЛОГИЯ ОБЩЕСТВЕННОГО МНЕНИЯ

E-mail Печать PDF
Рейтинг пользователей: / 0
ХудшийЛучший 

СОЦИОЛОГИЯ ОБЩЕСТВЕННОГО МНЕНИЯ - специальная социологическая теория (см.), предмет изучения которой - закономерности и механизмы формирования и функционирования оценочного отношения больших социальных групп, классов, народа в целом к актуальным проблемам действительности, представляющим общественный интерес. Термин "общественное мнение" (см.) возник в Англии, с конца 18 в. стал общепринятым для выражения одобрения или неодобрения публично обсуждаемых вопросов общественной жизни с помощью опросов.

Прикладное социологическое изучение (замеры) общественного мнения началось в США в 19 в. в связи с потребностями социума в получении информации по рыночным проблемам и политическим вопросам, связанным с выборами, конкуренцией партий и т.д. В 20 в. С.О.М. заняла достойное место среди других отраслевых социологий. Наибольшее число прикладных центров изучения О.М. имеется в США, среди них особую известность получила фирма, а затем международная сеть Джорджа Гэллапа (см.). В Европе огромной известностью пользуется Институт демоскопии в Германии, которым много лет руководила Э. Ноэль.

Во Франции видным специалистом в этой области считался Ж. Стетцель, который институционализировал изучение О.М., выпускал журнал "Зондаж." На сегодня международная сеть "Гэллап интернешнл" охватывает почти все страны Северной Америки и Европы.

В России на рубеже 19 - 20 вв. в теоретическом плане общественное мнение изучал профессор Московского университета В. Хвостов (см.), который в отличие от многих западных ученых рассматривал его как проявление классового сознания. Опросов не проводилось, хотя данные земской статистики можно считать предысторией развития опросов общественного мнения в России.

В СССР изучению общественного мнения на фундаментальном и прикладном уровнях уделялось большое внимание.

Уже в 1920-е, в работе В. Кузьмичева "Организация общественного мнения" (М.; Л., 1929), были поставлены проблемы диалектической связи и взаимовлияния общественного, группового и индивидуального мнений, перехода количественных изменений в становлении общественного мнения в качественные, скачкообразности в его развитии, сознательного воздействия на его формирование, борьбы с незрелыми, ложными мнениями. В 1930-е эти исследования прекратились и были вновь развернуты лишь в начале 1960-х. Именно к этому времени можно отнести зарождение С.О.М. как социологической дисциплины. В 1960 был создан Институт общественного мнения при газете "Комсомольская правда" под руководством Б. Грушина (см.), который провел 8 всесоюзных опросов, используя разные модели выборки и методы сбора информации.

В 1970-е под его руководством осуществлялось изучение общественного мнения жителей среднего города (на примере Таганрога). Проводились опросы аудитории центральных советских газет, среди которых значительную роль сыграло исследование читателей "Правды" под руководством В. Шляпетноха (см.). С конца 1960-х сфомировалось два основных методологических подхода, первый из которых воплощал желание партийных органов представить общественное мнение населения СССР монолитным, а второй демонстрировал реальное разнообразие мнений. В работах А.К.

Уледова общественное мнение характеризовалось как "одно из состояний сознания общества". Б.А. Грушин в книге "Мнения о мире и мир мнений" (1967) связал его с массовым сознанием и показал наличие противоречивых групповых мнений. Указанные два подхода, получив широкое распространение в отечественной и зарубежной литературе, продолжали оставаться предметом обсуждений в советское время.

>В современной научной литературе подчеркивается, что социологический подход к изучению общественного мнения должен основываться как на понимании его в качестве структурного элемента сознания, так и на фиксации его роли в системе общественных отношений и рассмотрении всего контекста "сознание - социальная среда". Этот подход отражает духовно-практический характер общественного мнения, в свою очередь определяющий выбор стратегии его исследования.

В годы перестройки в СССР начался новый этап в развитии С.О.М. Курс на демократизацию общественной жизни предполагал создание целой системы изучения мнений трудящихся, создания и укрепления правовых основ выражения общественного мнения, гарантий его учета.

В условиях коренной трансформации общества стало необходимым предварительное обсуждение важных вопросов и сопоставление различных позиций при выработке управленческих решений. Значительно расширился круг вопросов, решения по которым принимались только после предварительного обсуждения в трудовых коллективах, в постоянных комиссиях Советов народных депутатов, в профсоюзных, комсомольских и других общественных организациях.

Проведение опросов общественного мнения и публикация их результатов резко активизировались, хотя по-прежнему оставались под общим партийным контролем. В Москве был создан Всесоюзный центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ), в ряде республик и крупных городов возникли аналогичные центры, активно проводились опросы, связанные с работой депутатов, демократизацией общественной жизни.

Все это позволило к началу 1990-х создать инфраструктуру для проведения опросов на всей территории СССР. После его распада эта инфраструктура осталась в России; другие республики, включая Беларусь, вынуждены были формировать ее заново.

В связи с этим в 1990-е в Беларуси возникли новые структуры, занимающиеся социологическими опросами общественного мнения (зачастую наряду с другими вопросами): Центр политических и социологических исследований БГУ, Независимый институт социально-экономических и политических исследований, частный центр "Новак" и др. Эти и другие организации разрабатывают вопросы выборки и организации опросов, проводят заказные маркетинговые исследования, участвуют в совместных исследованиях с зарубежными коллегами по широкому спектру проблем, связанных с трансформацией постсоветского общества. В начале 21 в. предвыборные и политические опросы общественного мнения были взяты в Беларуси под особый правительственный контроль, и только коммерческие опросы по-прежнему остались прерогативой самих исследователей.

Л.Г. Титаренко


Новые статьи:
Старые статьи: