Соционика и другие типологии

Соционика - наука или искусство?

РОХЕЙМ

E-mail Печать PDF
Рейтинг пользователей: / 0
ХудшийЛучший 

РОХЕЙМ (Roheim) Геза (1891—1953) — венгерско-американский психоаналитик, этнограф и антрополог. Один из создателей психоаналитической антропологии. Профессор антропологии Будапештского ун-та (1919).

Учился в Берлине, Лейпциге и Будапеште. В 1915—1916 гг. прошел курс дидактического психоанализа у Ш. Ференци. В течение последующих 12 лет практиковал психоанализ в Будапеште. В начале 20-х гг. опубликовал первые работы по психоаналитической антропологии. В 1928 г. при финансовой поддержке М. Бонапарт организовал экспедиции по психоаналитическому и антропологическому изучению племен аборигенов.

Провел полевые исследования в Центральной Австралии, на острове Норманби (Меланезия), Новой Гвинее, в Африке и Северной Америке, где изучал индейцев племени Юма. Был первым профессионально подготовленным психоаналитиком, работавшим в примитивных обществах. Принял и развивал идеи З. Фрейда о первобытной орде и роли инфантильного опыта.

Эмпирически подтвердил некоторые предположения З. Фрейда о природе и сущности первобытной культуры и религии. Поддерживал взгляды М. Клейн. Развивал психоаналитические идеи об "Эдиповом комплексе". Придавал большое значение пренатальному (утробному) периоду развития человека.

Считал, что ретардация зрелости ("продленное детство", замедленное развитие) и "перманентный инфантилизм" обусловливают соответствующие формы человеческого общежития и явления культуры. Утверждал, что история "основана на Эросе" и что каждый человек никогда не расстается с желанием быть любимым. Интерпретировал чуринги как символы человеческого эмбриона и мужского полового органа, а могилу — как символ материнского чрева. Вслед за З.

Фрейдом определял культуру и цивилизацию как совокупность всего того, что в человеке и человечестве превышает животный уровень. Считал, что социальная дифференциация начинается с выделения первой "древнейшей" профессии — знахаря-шамана, основанной на заболевании (неврозе). Полагал, что культурная деятельность порождается сублимацией инстинктов, а сама культура является "системой психической защиты". Утверждал "структурную и коренную идентичность невроза и цивилизации". В 1932—1938 гг. преподавал психоанализ и антропологию в

Будапештском ин-те психоанализа. После переезда в Америку занимался психоанализом в Вустере и Нью-Йорке. С 1940 г. преподавал в Нью-Йоркском психоаналитическом ин-те и занимался частной психоаналитической практикой. Автор книг: "Австралийский тотемизм" (1925), "Анимизм, магия и Божество" (1930), "Происхождение и функции культуры" (1943), "Психоанализ и антропология" (1950), "Врата мечты" (1952), "Магия и шизофрения" (1955) и др.

В.И. Овчаренко