Соционика и другие типологии

Соционика - наука или искусство?

РЕШЕТОВА

E-mail Печать PDF
Рейтинг пользователей: / 0
ХудшийЛучший 

РЕШЕТОВА Зоя Алексеевна (р. 1918) — российский психолог, специалист в области педагогической психологии. Д-р психологических наук (1988), профессор (1993). Награждена: серебряной медалью ВДНХ и дипломом 2-й степени (за тренажерный комплекс) и рядом др. наград. Участник ВОВ, награждена орденом "Отечественной войны 2-й степени" (1985) и 11-ю медалями. Окончила психологическое отделение философского фак-та МГУ им. М.В.

Ломоносова (1950). С 1954 г. работает в МГУ. В 1992—1995 гг. — профессор кафедры педагогической психологии и педагогики фак-та психологии МГУ. С 1995 г. — профессор Учебного центра по переподготовке работников системы образования при МГУ. Основное направлением исследований Р. связано с психологическим анализом учебного процесса в русле идей теории деятельности в психологии (А.Н. Леонтьев) и выводами П.Я.

Гальперина о роли содержания и формы усвоения ориентировочной основы действия в его формировании и параметрах функционирования. Выявлены и исследованы функции, стадии и закономерности формирования ориентировочной деятельности (как деятельности психической) в процессе усвоения знаний и умений на материале трудовой деятельности. По результатам исследований была защищена канд. дис.: "Роль ориентировочной деятельности в двигательном навыке" (1954). Дальнейшие исследования были посвящены разработке психологических оснований профессионального обучения и были обобщены в докт. дис.: "

;Психологические основы профессионального обучения" (1988). В работе рассматривались психологические проблемы фундаментализации образования, политехнизации трудового обучения, профессиональной подготовки специалистов широкого профиля, предлагались пути их решения. Другое направление исследований Р. было связано с построением учебных программ в русле системной методологии. Учебный предмет (научная или научно-техническая дисциплина любого профиля), содержание учебного материала и способ его преподавания конструировались на основе предварительно выявленных структурно-функциональных составляющих предмета усвоения, как объекта системной природы.

Системный подход позволяет учащимся осваивать учебную дисциплину на высшем уровне обобщения.

Высокая эффективность такого способа обучения проявляется в успешном решении задач проблемного, эвристического типа. Таким образом, формируется новая модель обучения, при которой учащиеся не просто осваивают некоторую сумму знаний и умений, но и продвигаются в своем интеллектуальном развитии. Системная ориентация в построении учебных дисциплин была реализована применительно к вузовским курсам теории вероятностей, общей химии; для профтехучилищ применительно к технической механике, станочной обработке металлов резанием; для общеобразовательных школьных курсов иностранного языка, русского языка и др. Р. автор книг: "Психологические проблемы профессионального обучения" / в соавт., 1979; "Психологические основы профессионального обучения", 1985; "Формирование системного мышления в обучении", 2002.

О.Г. Носкова