Соционика и другие типологии

Соционика - наука или искусство?

РЕЙСНЕР

E-mail Печать PDF
Рейтинг пользователей: / 0
ХудшийЛучший 

РЕЙСНЕР Михаил Андреевич (1868—1928) — российский правовед, социальный психолог и историк. Канд. права (дис. защищал у А.Л. Блока — отца известного поэта), профессор. Окончив юридический фак-т Варшавского ун-та (1893), преподавал право в Киевском ун-те (1893—1896).

Сотрудничал с Е.Н. Трубецким. Был командирован в Гейдельберг, где проработал два года. По возвращении (1898) работал экстраординарным профессором юридического фак-та Томского ун-та. С 1903 г. был в эмиграции.

Увлекся марксизмом и политической борьбой. Переписывался с В.И. Лениным. Сотрудничал с социал-демократической прессой. Читал лекции в Парижской высшей школе социальных наук. В 1905 г. вернулся в Россию, но после поражения революции 1905 г. вновь уехал за границу, где опять преподавал в Парижской высшей школе социальных наук. В 1907 г. вернулся в Россию.

Работал приват-доцентом Петербургского ун-та и профессором Высших женских курсов и юридического фак-та Психоневрологического института. Исследовал различные проблемы истории и теории государства и права. В 1915—1916 гг. (совместно с дочерью Ларисой) издавал журнал "Рудин". После октябрьского переворота 1917 г. развивал идею "пролетарского интуитивного права" в виде "революционного правосознания". Составил текст декрета об отделении церкви от государства.

Участвовал в разработке первой конституции РСФСР, работал в органах власти. В 1919 г. был начальником политотдела, а затем политуправления фронта. Позже работал в Социалистической (Коммунистической) академии. Был профессором Петроградского ун-та, Психоневрологического института и Военной академии Генерального штаба. Разрабатывал проблемы социальной психологии и в связи с ними исследовал психоаналитическое учение З.

Фрейда. В 1923 г. в докладе (и статье) "Проблемы психологии и теория исторического материализма" отметил возможности психоаналитического реформирования психологии. В 1924 г. в статье "Фрейд и его школа о религии" сопоставлял метод З. Фрейда и К. Маркса.

В 1925 г. опубликовал статьи "

;Социальная психология и учение Фрейда" и "Фрейдизм и буржуазная идеология", где признал "ряд открытий" З. Фрейда (деление психики на бессознательное и сознание, инфантильную сексуальность, вытеснение, сублимацию, психоанализ религии и др.) и вместе с тем дал их критическую оценку. Считал, что следует переработать "громадный фрейдовский материал" и продолжить его "первоначальную линию монизма и материализма", "очистить драгоценные зерна фрейдизма от идеологической оболочки" посредством применения "материалистической диалектики учения Маркса". В последующие годы занимался изучением социально-психологических проблем и разработкой соответствующих методов. Оказал значительное влияние на становление российской социальной психологии. Автор книг: "Государство", т. 1—2, (1911—1912); "Проблемы социальной психологии" (1925); "Право, наше право, чужое право, общее право" (1925) и ряда др.

В.И. Овчаренко