Соционика и другие типологии

Соционика - наука или искусство?

Соловьев

E-mail Печать PDF
Рейтинг пользователей: / 0
ХудшийЛучший 

СОЛОВЬЕВ Владимир Сергеевич (1853—1900) — российский философ, поэт, публицист. Сын историка С.М. Соловьева, ректора Московского ун-та и автора 29-томной "Истории России с древнейших времен" (1851—1879). Окончив с отличием Московский ун-тет, С. в 1874 г. уезжает в Петербург, где защищает магистерскую дис.: "Кризис западной философии", вызвавшую большой резонанс как в научных, так и в широких общественных кругах петербургской и московской интеллигенции.

В этой работе С. выступил против позитивизма, который господствовал в то время в России. После зарубежной стажировки получает должность профессора в Московском ун-те, где он вскоре защищает докт. дис. Хотя С. не оставил законченной научной системы, тем не менее именно его искания во многом сделали проблему развития нравственности, формирования личности человека, проблему воли одной из центральных для психологии того времени.

С. был основателем направления, получившего название христианской философии, однако его система была совершенно лишена того догматизма, который она приобрела у некоторых его последователей. Он считал ложной идею разделения христианства на католическое и православное и был одним из основателей экуменизма.

С. обозначил кульминационную точку того поворота в мышлении, который произошел в конце 1880-х гг. и который знаменовал собой признание религиозной жизни и некоторое разочарование в единодержавии науки и в особенности естествознания. При этом в философии С. рационалистические элементы сознательно соединялись с мистическими, представляя собой синтез идей западноевропейской и восточной мысли.

Наибольшее влияние на формирование этой философии оказали философские труды Платона, Плотина, отцов церкви во главе с Оригеном и Августином и немецкие мистики (Я. Беме). В меньшей степени он находился под влиянием немецкого классического идеализма (Ф.В. Шеллинга).

Эти взгляды у него сочетались с проповедями избавления материального мира от разрушительного воздействия времени и пространства, преобразования его в "космос красоты" и с теорией "богочеловеческого процесса" как совокупного спасения человечества. С. пытался найти гармонию между космической и социальной темами в концепции "всеединства" и учения о Софии, а в гносеологии — в "цельном знании" (интуитивном образно-символическом постижении мира, основанном на нравственном усилии личности).

Стремление к активности и универсализму объединяли С. с шестидесятниками, так как духовная структура знаменитой реформаторской эпохи была ему присуща в значительной степени. По многим философским и нравственным проблемам С. являлся антагонистом Л.Н. Толстого.

Оба мыслителя уделяли большое внимание проблеме взаимосвязи науки и веры, но в то время как "западник-рационалист" Толстой отрицал науку, "мистик" С. признавал ее права, что подчеркивало парадоксальность русской мысли. Проблема религиозной этики стояла в центре внимания как Толстого, так и С., но этика рационалиста Толстого привела его к отрицанию государства и анархизму, к учению о непротивлении злу, в то время как понимание этической задачи, возложенной на человека, повело С. по иному пути.

Свою философию он называл мистицизмом, т. е. таким воззрением, которое признает недостаточность эмпиризма и рационализма и, не отвергая их относительной истинности, требует пополнения их другими источниками знаний, имеющимися в цельном разуме. Этот иной источник есть вера, свидетельствующая нам о существовании трансцендентального мира, к которому не применимы признаки, заимствованные из мира явлений.

С. считал, что трансцендентальный мир (все-единое целое или Бог) имеет непосредственное отношение к человеку, который занимает среднее положение между безусловным началом или всеединым целым и преходящим миром явлений, не заключающим в себе истины. Из этого понимания места и роли человека в теории С. вытекает и психологическая концепция С.Л. Франка и Н.О.

Лосского, которые дополняют и развивают главные мысли С. Одним из наиболее ценимых им философов, особенно в конце жизни, был Платон с его стремлением к созданию системы объективного идеализма и с его разочарованием (как и у С.) в возможности идеей воспламенить или переделать человека.
Платоновская концепция мира видоизменена С. в двух отношениях — дуализм Платона примирен у него, во-первых, идеей постепенного развития бытия в пяти царствах, идеей постепенного возвышения, начиная от мертвой материи и кончая разумным и нравственным царством, во-вторых, христианским пониманием положения человека и смысла истории.

В центре его истории стоит божественная личность Христа, победившая смерть и таким путем приобщившая мир преходящих явлений к вечной жизни, к безусловному началу. Появление Христа в середине исторического процесса дает определенный смысл этому процессу, долженствующему завершиться царством Божиим, победой любви над смертью — ибо Бог есть любовь.

Эта концепция возлагает на человека очень важную и сложную задачу, ибо через него идет путь повышения, развития бытия. С. считал, что мертвая материя, пройдя через среду человеческую, одухотворяется, становится живой. Прогресс человеческого духа совершается только по одному пути, по пути личного нравственного совершенствования, ради которого свободная воля должна делать постоянные усилия, эти усилия становятся реальной силой, если к ним присоединяется воздействие свыше, т. е. то, что в религиозной жизни именуется благодатью.

Это положение было очень важным именно для российских ученых, так как их концепции были, как правило, антропометричны, ориентированы на человека. С. стоял у истоков "нового религиозного сознания" начала XX века и оказал большое влияние на таких философов, как Н.А. Бердяев, И.А. Ильин, С.Н. Булгаков, Е.Н.

Трубецкой, П.А. Флоренский и др. Основные труды: "Чтения о Богочеловечестве", 1877—1878; "Критика отвлеченных начал", 1880; "История и будущность теократии", т. 1, 1887; "Жизненная драма Платона", 1888; "Россия и вселенская церковь", 1889; "Смысл любви", 1892—1894; "Оправдание добра", 1897—1899; "Три разговора", 1900; Собрание соч. в 10 томах, 1911—1914.
Т.Д. Марцинковская