Соционика и другие типологии

Соционика - наука или искусство?

Нечаев

E-mail Печать PDF
Рейтинг пользователей: / 0
ХудшийЛучший 

НЕЧАЕВ Николай Николаевич (р. 1946) — российский психолог, специалист в области возрастной и педагогической психологии, психологии и педагогики непрерывного образования, теории и практики вузовской подготовки специалистов. Автор теории формирования профессионального сознания. Ученик П.Я. Гальперина.

Д-р психологических наук (1987), профессор (1990), вице-президент Совета Международного бюро просвещения в Женеве (1990—1992), д. чл. РАО (1992). Награжден "Орденом Дружбы" (1996), медалью К.Д. Ушинского (2000). Лауреат Премии Президента Российской Федерации в области образования (1998). Окончил психологический фак-т МГУ им.

Ломоносова (1969), аспирантуру МГУ (1972), защитив канд. дис.: "Одновременное формирование группы понятий, охватывающих заданный раздел знаний". Профессиональную деятельность начал преподавателем психологии в МГУ (1970—1972) МАДИ (1973—1974), МАрхИ (1974—1982, с 1976 г. — доцент) и МГУ (1982—1988).

В 1987 г. защитил докт. дис. — "Проектное моделирование как творческая деятельность (психологические основы высшего архитектурного образования)" и перешел на должность зам. директора НИИ проблем высшей школы Минвуза СССР (1987—1989). С 1989 по 1992 г. — начальник Главного управления общего среднего образования, чл. Коллегии Государственного комитета СССР по народному образованию.

После создания в 1992 г. на базе АПН СССР Российской академии образования работал в должности гл. Ученого секретаря РАО (1992—1997). Параллельно с научно-организационной деятельностью продолжал преподавательскую работу: профессор кафедры философии МХТИ им. Д.И.

Менделеева (1989—1992), зав. кафедрой педагогики и андрагогики МГЛУ (1992—1994), а с 1994 г. — зав. кафедрой психологии и педагогической антропологии МГЛУ. С 2000 г. — проректор по учебно-методической работе этого унта. Научные интересы Н. сосредоточены на психолого-педагогических проблемах вузовской подготовки специалистов, теории и практике непрерывного образования.

Результатом многолетних трудов было создание целостной теории формирования профессионального сознания как центральной категории обучения и воспитания в высшей школе, выявления психологических закономерностей становления высших форм профессионального творчества.
Согласно этой теории высшее образование обслуживает и регулирует определенный, исторически сложившийся уровень разделения труда, являясь формой подготовки специалистов, в процессе которой у студента складывается система психологических качеств и особенностей, характерных для представителей данной профессии — его профессиональное сознание, делающее студента полноценным специалистом.

С позиции этой концепции высшее образование является не только специальным, но и высшим уровнем развития тех конкретных психологических особенностей и способностей человека, благодаря которым специалисты могут полноценно осуществлять соответствующую профессиональную деятельность, в буквальном смысле становятся способными к ней. "Психическое" развитие, психологическое "оформление" каждого отдельного человека совершается в меру и по мере его "вхождения", "врастания" в ту профессиональную деятельность, которой он овладевает в процессе усвоения ее содержания, ее форм и методов в высшей школе. В этом заключается задача профессиональной "социализации" студента в процессе высшего образования, его "превращения" и "обращения" в специалиста.

Собственно инженерное или научное мышление, художественное воображение, математическая память, литературная фантазия и т. д. — те конкретные формы психической деятельности личности, в которых только существует и проявляется психическая деятельность человека и ее отдельные виды и формы — являются с этой точки зрения тем ориентиром, который позволяет разумно ставить и решать проблему определения целей и содержания высшего образования. Задача психологии высшего образования как направления исследований — выявление психологического "ядра" профессиональной деятельности специалиста, ее психологического инварианта.

Практическое применение эта концепция нашла в разработке психологической теории высшего архитектурного образования, правовой и языковой подготовки специалистов. Под руководством Н. были разработаны и внедрены разнообразные методы и методики интенсивного обучения различным видам профессиональной деятельности.

По его инициативе в МГЛУ была создана первая в России кафедра андрагогики, занимающаяся проблемами образования взрослых. Н. — автор многих учебных пособий и монографий, в том числе по вопросам архитектурного образования. Среди них: "Организация пространственного моделирования в учебном архитектурном проектировании", 1980; "Введение в проектирование", 1982; "Психолого-педагогические аспекты подготовки специалистов в вузе", 1985; "Психолого-педагогические основы использования ЭВМ в учебном процессе высшей школы", 1987; "Психолого-педагогические основы формирования профессиональной деятельности", 1988; "Методы архитектурного творчества", 1988; "Опыт применения теории поэтапного формирования умственных действий в преподавании иностранных языков в вузе", 1989; "Теория и методика пространственного анализа в архитектуре", 1991; "Архитектура и психология", 1993.
Л.А. Карпенко, А.Н. Коновалов