Соционика и другие типологии

Соционика - наука или искусство?

Мвари

E-mail Печать PDF
Рейтинг пользователей: / 0
ХудшийЛучший 

Мвари Мвари («отец», «породивший»), Мвали, Мнвали, Унвали, Моapи, Моали, Мнари, в мифологии народов группы шона (междуречье Лимпопо и Замбези) божество, предок-громовник (аналогичен Мулунгу, Калунге).

Согласно мифам, М. живёт на горе предков, в пещере, в месте погребения предков. М. — податель дождя (типичная для предков функция), может покарать засухой. М. приносят в жертву чёрный скот (чёрный — ритуальный цвет дождя).

Посредниками между М. и людьми являются предки и цари. Он произвёл людей на дне озера Дзивоа, затем первые люди породили в подземных водах человечество и растения.

М. как предок, выступающий в роли культурного героя, сопоставим с другими культурными героями-предками — с Мукуру (у гереро), Моримо (у суто), Ункулункулу (у зулу). Однако он уже в значительной мере обожествлён, стоит в центре организованного культа (что соответствует относительно высокой организации общества у шона, создателей государства Мономотапа).

Согласно представлениям шона, земля принадлежит М., а управляет страной от имени М. вождь. Первый вождь племени произошёл от М. По одному из мифов, во главе народа по воле М. стал самый добродетельный из его сыновей — Чилуме, он получил от М. барабаны предков.

Чилуме действует соответственно приказаниям М.М. характеризуется иногда и как мифологический трикстер. Согласно одной версии, М. (Мнвали) попросил у человека по имени Кхари одеяло. Тот отказал М., но не смог прогнать его из своего дома.

Когда же Кхари сжёг свою хижину, он услышал голос М. с дерева; приказал срубить дерево, голос М. раздался с крыши соседнего дома. Затем М. «вошёл» в одного быка, принадлежащего Кхари, и бык стал разговаривать.

Четверо юношей по распоряжению Кхари убили быка, но его мясо не поддавалось жарке. И вдруг они увидели, что мясо, кости и шкура быка поднялись в небо, и услышали, как М., засмеявшись, сказал: «Я получил больше, чем одеяло».

Литература :
Bullock Ch., The Mashona, Cape Town, 1927;
Hall R. N. and Neal W. G., The ancient ruins of Rhodesia (Monomotopae imperium), 2 ed., L., 1904;
Pettersson O., Chiefs and gods.

Religious and social elements in the South Eastern Bantu kingship, Lund, 1963;
Sicard H. von, Ngoma Lungundu. Eine afrikanische Bundeslade, Upsala, 1952.