Соционика и другие типологии

Соционика - наука или искусство?

Кассандра

E-mail Печать PDF
Рейтинг пользователей: / 0
ХудшийЛучший 

Кассандра Кассандра (Κασσάνδρα), в греческой мифологии дочь Приама и Гекубы. Уже в киклических поэмах К. выступала как пророчица, предсказаниям которой никто не верит.

Даром провидения наделил К. домогавшийся её любви Аполлон, и, когда К. отказалась ответить ему взаимностью, Аполлон в отместку ей сделал так, что её вещие слова не стали принимать всерьёз (Aeschyl. Agam. 1202—12).

По более позднему варианту мифа, К. вместе с братом-близнецом Еленом получила пророческий дар ещё в детстве от священных змей в храме Аполлона (на троянской равнине). К. первой опознала Париса, явившегося на состязания в Трою, и хотела его убить, чтобы избавить родину от бедствий, которые Парис потом навлёк на Трою.

Она уговаривала Париса отказаться от бракосочетания с Еленой, а затем убеждала троянцев не верить словам Синона и не вводить в Трою деревянного коня (в котором скрывалась засада ахейцев) (Apollod. epit. V 17), но её прорицаниям опять не поверили.В ночь падения Трои К. искала убежища у алтаря Афины, но была отторгнута от него Аяксом, сыном Оилея, который насильно овладел К. (V 22).

Как пленница К. досталась в добычу Агамемнону и погибла вместе с ним от руки Клитеместры, увидевшей в ней соперницу (Hom. Od. XI 421—23; Aeschyl.

Agam. 1256—63; 1438—47). В историческую эпоху в ряде мест Пелопоннеса (в Амиклах, Микенах, Левктре) указывали могилу и храм К., отождествляемой с местным божеством Александрой (Paus.

II 16, 6; III 19, 6; III 26, 4).Трагический образ К., вещающей в пророческом экстазе страшные видения будущего, запечатлен в «Агамемноне» Эсхила (1035—1330) и «Троянках» Еврипида (294—461), в то время как в поэме «Александра» поэта III в. до н. э. Ликофрона отражена сравнительно поздняя версия мифа, согласно которой Приам велел запереть безумную К., приставить к ней стража и поручил ему записывать пророчества К.

Литература :
Davreux J., La légende de la prophétesse Cassandre, P., 1942.В. Н. Ярхо.Миф нашёл отражение в античном изобразительном искусстве (фрески в Помпеях и Геркулануме, рельефы, резные камни и др.); в вазописи особенно была распространена сцена отторжения К. от алтаря Афины Аяксом.Европейская драматургия XVI—XVIII вв. редко обращалась к образу, наиболее значительные трагедии начала XX в.: «Кассандра» Г. Эйленберга, Леси Украинки и П. Эрнста.

Получили распространение переводы и переделки сцены гибели К. из трагедии Эсхила «Агамемнон», в том числе в русской литературе XIX в. («Кассандра в чертогах Агамемнона» А. Ф. Мерзлякова, «Кассандра» А. Н. Майкова). В поэзии трагический образ пророчицы К. создали Ф. Шиллер (баллада «Кассандра»), В. К. Кюхельбекер (поэма «Кассандра»).