Соционика и другие типологии

Соционика - наука или искусство?

КУРТ

E-mail Печать PDF
Рейтинг пользователей: / 0
ХудшийЛучший 

КУРТ (Kurth) Эрнст (1886—1946) — швейцарский музыковед, музыкальный психолог. Получил музыкальное образование в Вене (музыковедческие дисциплины изучал под руководством Гвидо Адлер). Был дирижером, занимался преподавательской деятельностью. В 1912 г. получил приглашение в

Бернский ун-т и работал в нем до самой кончины. В историю психологии К. вошел книгой "Музыкальная психология", которая утвердила общее название для психологических исследований музыки, как в свое время книга В. Штумпфа дала название тонпсихологии. Книга К. была направлена на осмысление различных подходов к психологическому изучению музыки. Принципиальным для него был вопрос о роли звучания в музыкальном произведении. К. стремился вырваться при исследовании музыки за пределы "внешней звуковой картины", что и привело его к психологии, к обоснованию предмета психологического изучения музыки. Музыкальная психология, по мнению К., не может быть сведена ни к тонпсихологии, ни к психологической эстетике, при этом она не сливается и с теорией и философией музыки.

Тонпсихология сосредотачивается на анализе отдельных ощущений. Для нее музыкальный тон — слуховой след из внешнего мира, а слух — анализирующий орган. Граница между тонпсихологией и музыкальной психологией пролегает через понимание тона в музыке, — подчеркивал К. Для музыкальной психологии тон — феномен музыкальной активности.

Он изменяется в разных системах звуковых связей, эластичен и одновременно устойчив, остается самим собой. Отсюда музыкальный слух есть орган "резюмирующий" духовную деятельность, а музыкальная одаренность — "загадка души, а не слуха". Музыкальная психология не может быть сведена и к психологической эстетике, расширившей свой предмет до музыкального "переживания вообще".

Она должна стремиться в глубь музыкальных явлений, опираться на конкретные факты и данности музыки. В противоположность своим предшественникам К. утверждал зависимость музыкального восприятия от музыки, а не от отдельных звуковых раздражителей.

В то же время он полагал, что явления музыкального языка, стиля для музыкальной психологии (в отличие от теории музыки) выступают лишь отправными точками, границами, за которыми начинают раскрываться собственно психологические процессы. Следует отметить, что К. определял музыкальную психологию в предельно узком смысле, отграничивая ее и от "психологии развития музыки" (музыкальной этнопсихологии и вопросов происхождения музыки), и от "психологии музыкального развития", изучающей индивидуальную предрасположенность к музыке, музыкальную одаренность.

В его представлении музыкальная психология должна изучать музыку как феномен сознания ("слышания"), исследовать духовную активность, порождаемую звучащей музыкой. В музыкальной психологии идеи К. были развиты А. Веллеком [Wellek] (1904—1972), выделившем музыкальную психологию и музыкальную эстетику в качестве оснований систематического музыкознания ["Musikpsychologie und Musikesthetik. Grundriss der sistematischen Musikwissenschaft", 1963]. В России идеи К. повлияли на становление интонационной теории Б.Асафьева. К. автор трудов: "Основы линеарного контрапункта", М., 1931; "Романтическая гармония и ее кризис в "Тристане" Вагнера", М., 1976; "Musikpsychologie", Bern, 1931.

М.С. Старчеус