Соционика и другие типологии

Соционика - наука или искусство?

Искандар

E-mail Печать PDF
Рейтинг пользователей: / 0
ХудшийЛучший 

Искандар

Искандар (фарси), в иранской мифологии и эпосе образ великого полководца Александра Македонского (IV в. до н. э.). В «Бундахишне» Александр Македонский — дерзкий завоеватель, узурпатор, уничтоживший святыню иранцев «Авесту»: «во время правления Дара, сына Дара (Дария Кодомана), кесарь Александр примчался из Рума и пришёл в Эраншахр.

Он убил царя Дара, разгромил всех правителей, жрецов и достойных людей Эраншахра. Он потушил много огней. Занд маздаяснийской веры он захватил, послал в Рум, «Авесту» сжёг и Эраншахр разделил на 90 мелких владений».Позже, с распространением ислама и превращением его в господствующую религию, легенды иранских народов превратили Александра Македонского в идеализированный персонаж.

Классическая литература на фарси (Фирдоуси, Низами, Джами и др.) изображает его справедливым шахом иранской крови.В «Шахнаме» Фирдоуси И. рождён иранской матерью царственного рода, как законный престолонаследник, он приходит в Иран и побеждает царствующего Дара, сына Дараба. Вельможи Дара сами убивают своего погрязшего в грехах царя.

Устанавливается 14-летнее царствование последнего Кейянида И. (см. Кейяниды). Приводится ряд сказочных эпизодов с И., напоминающих эпизоды популярного в древности романа Псевдо-Каллисфена об Александре Македонском, — походы в Индию, поиски живой воды, построение вала против диких народов — Йаджудж и Маджудж.С И. связаны сюжеты социальной утопии (счастливое царство на земле), обработанные Фирдоуси в «Шахнаме», Низами в «Искандарнаме» (XII в.), Джами (XV в.) в поэме «Хирадномаи Искандари».Фирдоуси описывает поход И. в страну брахманов — Индию, где И. вступает в беседу с брахманами и они излагают ему идеи справедливости и равенства людей.

Низами даёт картину «счастливой страны свободы и равенства на Севере». И. эту страну посещает.И. С. Брагинский.