Соционика и другие типологии

Соционика - наука или искусство?

ГИППОКРАТ

E-mail Печать PDF
Рейтинг пользователей: / 0
ХудшийЛучший 

ГИППОКРАТ (ок. 460 до н.э. — ок. 370 до н.э.) — древнегреческий врач, "отец медицины", один из основоположников научного подхода к болезням и лечению человека. Способствовал выделению медицины из философии в отдельную опытную науку, создав Медицинскую школу Коса. Школа Г., известная нам по так называемому "Гиппократовому сборнику", рассматривала жизнь как изменяющийся процесс. Среди объяснительных принципов ее научного подхода важнейшим является воздух в роли силы, которая поддерживает неразрывную связь организма с миром, приносит извне разум, а в мозгу исполняет психические функции.

Учение о моностихии заменялось учением о четырех жидкостях: кровь, слизь, желчь желтая и желчь черная. Как полагал Г., "из них состоит природа тела и через них оно болеет и бывает здоровым. Бывает оно здоровым наиболее тогда, когда эти части соблюдают соразмерность во взаимном смешении в отношении силы и количества и когда они наилучше смешаны". Их нормальное, свойственное природе данного тела сочетание определяет не только здоровье, но и конституциональные особенности организма в целом, а также его психические качества. Центральным в интересах и деятельности школы Г. был вопрос: "Что представляет собой человек по отношению к пище и питью, а также и ко всему прочему?"

Философский постулат о единстве внутреннего и внешнего ставился на почву эмпирических исследований. Речь шла о реальной зависимости гуморального механизма (пропорции "соков") от образа жизни индивида, условий его существования. Последние понимались очень широко и охватывали наряду с пищей и питьем метеорологические изменения, географическую среду и даже способ правления. Сколь бы несовершенными ни были частные формы реализации Г. замысла, лежащий в его основе общий принцип приобрел непреходящую ценность не только для медицины, но и для психологии. Впервые стало возможным связать мысль о подчиненности человеческого способа существования универсальному закону с бесконечным многообразием индивидуальных случаев.

Это осуществлялось посредством "каузальной матрицы", которая позволяла подыскать для каждого эффекта определенное сочетание причин — внешних и внутренних. С именем Г. соединяют учение о четырех темпераментах, которые, однако, в "

;Гиппократовом сборнике" не изложены. Лишь в книге "О священной болезни" различаются в зависимости от "порчи" мозга желчные люди и флегматики. Тем не менее традиция относить понятие о темпераменте к Г. имеет основания, ибо сам способ объяснения всех индивидуальных различий несколькими типами "смешения" ограниченного числа физиологических компонентов ("соков") соответствовал учению Г.

В "Гиппократовом сборнике" содержится также и мысль о гуморальной детерминации эмоциональных проявлений, причем это не противоречило основной мысли об определяющей роли мозга в психической деятельности, так как сам мозг представлялся в виде железы. Г. и его школа, опиравшиеся в своих выводах на большой эмпирический материал, резко усиливали позиции естественнонаучного направления в античной психологии. Они укрепляли убеждение в подчиненности человеческой жизни законам, которые не зависят от божественного произвола, познаются разумом и проверяются наблюдением. Школа Гиппократа впервые сделала объектом естественнонаучного анализа проблему индивидуальных различий. И это было обусловлено не чисто медицинскими, а более глубокими социальными причинами, от которых сами медицинские интересы являлись производными. Труды Г. в рус. пер.: "Избранные книги", М., 1936; "Сочинения", т. 2—3, М., 1941—1944.

М.Г. Ярошевский


Новые статьи:
Старые статьи: