Соционика и другие типологии

Соционика - наука или искусство?

ДЕССУАР

E-mail Печать PDF
Рейтинг пользователей: / 0
ХудшийЛучший 

ДЕССУАР (Dessoir) Макс (1867—1947) — немецкий эстетик и психолог. Последователь В.Дильтея.

Еще в гимназии у него проявились способности и к искусствам (игра на скрипке), и к естественным наукам, в это же время зародился интерес к пограничным вопросам психологии и физиологии. После окончания гимназии в 1881 г. учился в ун-тах Вюрцбурга и Берлина (д-р медицины, д-р философии, 1889). С 1891 г. Д. работал в Берлинском ун-те в качестве приват-доцента, в 1893 г. защитил дис., с 1920 г. до своей отставки в 1934 г. — ординарный профессор Берлинского ун-та. В 1947 г. снова приступил к преподавательской деятельности в качестве профессора во Франкфурте. Д. — основоположник критического анализа парапсихологических феноменов. С 1885 г. он приступил к систематическим наблюдениям за медиумами, что позволило ему сделать обобщающие выводы о сущности этих явлений на основе понятия подсознательного ("Vom Jenseits der Seele: Die Geheimwissenschaften in kritischer Betrachtung", 1917). Ввел в употребление сам термин "парапсихология". Вместе с Э.

Утицем основал школу эстетики, известную под названием "всеобщей науки об эстетике". Эстетику Д. понимал значительно шире, чем искусство, включая в нее природу и повседневную жизнь. Искусство, по его мнению, основывается не на одном лишь эстетическом чувстве, а также и на религиозных, социальных и политических воззрениях. С 1906 г. стал издавать журнал "Zeitschrift für Ästhetik und allgemeine Kunstwissenschaft", центральный орган формалистической эстетики. По инициативе Д. в 1913 г. был организован 1-й Интернациональный конгресс эстетики. В работе "Эстетика и всеобщая наука об искусстве" (1906) разделил искусства на два вида: на подражательные искусства, имеющие реальные формы (пространство и время искусства), и свободные искусства, имеющие иррелевантные формы (архитектура или музыка).

И.М. Кондаков