Соционика и другие типологии

Соционика - наука или искусство?

Бобо-дехкон

E-mail Печать PDF
Рейтинг пользователей: / 0
ХудшийЛучший 

Бобо-дехкон Бобо-дехкон, в мифологии узбеков, туркмен (Баба-дайхан), киргизов (Баба-дыйкан), казахов (Дикан-баба, Дикан-ата), каракалпаков (Дийхан-баба) и таджиков (Бобо-и-дехкон) покровитель земледелия.

Образ доисламского происхождения, первоначально — местное божество. Обычно представлялся в виде крепкого старика (у киргизов — также птицы). В мифах имеет черты культурного героя.

Согласно одному из них, Б.-д. изобрёл первый плуг (причём одна его деталь была подсказана Б.-д. шайтаном). По туркменскому мифу, также воспользовавшись подсказкой шайтана, Б.-д. провёл первый оросительный канал.

Так как вода не шла в вырытый им арык, Б.-д. решил выпытать у шайтана, в чём его ошибка. Нарядившись в праздничные одежды и взяв лепёшку хлеба, он с радостным видом прошёл мимо шайтана.

Не обнаружив притворства, тот сказал: «Наверно, Баба-дайхан догадался, что арык должен быть не прямым, а извилистым, как река». Так Б.-д. сумел воспользоваться познаниями шайтана.

У узбеков и таджиков крестьянин, осуществлявший первую символическую пахоту и сев, считался живым воплощением Б.-д. (деда-земледельца). С Б.-д. связывали и большинство других сельскохозяйственных обрядов.

Юго-западные туркмены посвящали Б.-д. специальный участок земли. В конце XIX в. Б.-д. часто отождествлялся с Адамом.

Литература :
Андреев М. С., По поводу процесса образования примитивных среднеазиатских древних цехов и цеховых сказаний (рисаля), «Этнография», 1927, № 2;
Сухарева О. А., К вопросу о генезисе профессиональных культов у таджиков и узбеков, в кн.: Труды АН Таджикской ССР, т. 120 — Памяти М. С. Андреева, Сталинабад, 1960;
Снесарев Г. П., Реликты домусульманских верований и обрядов у узбеков Хорезма, М., 1969, с. 218—21;
Мухиддинов И., Земледелие памирских таджиков Вахана и Ишкашима в XIX — начале XX в., М., 1975, с. 91—93, 97—98, 102—108.