Соционика и другие типологии

Соционика - наука или искусство?

Бао-гун

E-mail Печать PDF
Рейтинг пользователей: / 0
ХудшийЛучший 

Бао-гун Бао-гун («князь Бао»), в китайской народной мифологии справедливый судья, почитаемый как один из судей загробного мира.

В основе образа Б.-г. сановник Бао Чжэн (999—1062), который прославился расследованием запутанных преступлений и своей неподкупностью; он наказывал всех невзирая на лица и даже на родство с императором [ср. китайскую пословицу «Взяткой не подкупишь только Янь-вана (владыку ада) и почтенного Бао»]. Имя Бао Чжэна постепенно вошло в легенды.

В одной из них рассказывалось о разрешении Б.-г. дела о мышах-оборотнях. Некий студент по дороге в столицу встретил пять мышей-оборотней и рассказал им о своих домашних. Тогда пятая мышь приняла облик студента и явилась к его жене.

Вернувшись, студент увидел двойника и подал жалобу, которая дошла до первого министра. Но облик первого министра приняла четвёртая мышь, и дело ещё более запуталось. Об этом узнали при дворе, но оказалось, что во дворце находятся два государя и две государыни.

Двойник оказался и у Б.-г., призванного на помощь принцем наследником. Настоящий Б.-г. в чудесном сне явился к Юй-ди и доложил обо всём. Юй-ди послал на землю Нефритового кота, и тот изловил мышей.

Со временем появились легенды о чудесном рождении Б.-г., связанном с явлением черноликого духа Куй-сина, ряд сюжетов о сошествии судьи в подземное царство для расследования преступлений, совершённых на земле. Б.-г. обнаруживает исправления в Книге судеб, которые за взятку сделал один из судей загробного мира, добивается у Янь-вана выдачи судьи и казнит его.

В поздних представлениях Б.-г. превращается в судью, наказывающего духов в загробном мире (см. Диюй).Б.-г. всегда изображался (в том числе и на театральной сцене) с чёрным лицом — символ неподкупности. В XIII—XIV вв. появились драмы о Б.-г. (более 10).

Образ Б.-г. выведен также в ряде средневековых народных повестей [сборник «Луи-ту гунъань», «Дела, разрешённые судьёй Бао (из павильона) Драконова картина», XVI—XVII вв.], а также в романах «Пин яо чжуань» («Усмирение нечисти», XIV в.) и «Сань ся у и» («Трое храбрых, пятеро справедливых» Ши Юйкуня, XIX в.). В фольклоре он известен также под прозвищем Бао Лун-ту — Бао [из павильона] Драконова картина (Лун-ту — название павильона — дворцовой палаты, где император предавался литературным занятиям и где одно время служил Б.-г.).

Литература :
Рифтин Б., Сказитель Ши Юй-кунь и его истории о мудром судье Бао и храбрых защитниках справедливости, в кн.: Ши Юй-кунь, Трое храбрых, пятеро справедливых, пер. с кит., М., 1974;
Китайские народные сказки, пер. с кит., М., 1972, с. 258—62;
Чжао Цзин-шэнь, Бао-гун чуаньшо (Легенды о Бао-гуне), в его кн.: Сяошо сяньхуа (Беседы о прозе), Шанхай, 1937, с. 104—37;
Sung biographies, ed. by H. Franke, Wiesbaden, 1976, Bd 16, 2, c. 823—832;
Ma Yau-woon, The Pao-kun tradition in Chinese popular literature, Ph. D. Thesis, New Haven, 1971.