Соционика и другие типологии

Соционика - наука или искусство?

БОЛДУИН

E-mail Печать PDF
Рейтинг пользователей: / 1
ХудшийЛучший 

БОЛДУИН (Baldwin) Джеймс Марк (1861—1934) — американский психолог, социолог, философ конца XIX — начала XX в. Сфера интересов: психология развития, психология образования, история психологии, психология личности и социальная психология, философия и теория психологии. Автор теории генетической эпистемологии.

Образование получил в Принстонском ун-те (бакалавр, 1884; магистр, 1887; д-р философии, 1889). В последствии — почетный д-р ряда зарубежных ун-тов (в Оксфорде — 1900; Женеве — 1909; почетный д-р права Университета Глазго — 1901 и др). В 1987 г. был избран одним из первых президентов Американской психологической Ассоциации (APA). Профессиональную деятельность начал в Принстонском ун-те в должности преподавателя французского и немецкого языка (1886—1887). После защиты докт. дис. (1887) Б. — профессор философии ун-та

Лэйк-Форест (1887—1889), затем профессор логики и метафизики Торонтского ун-та (1889—1893), где организовал экспериментальную психологическую лабораторию. В 1893—1903 г.г. — профессор психологии Принстонского университета. С 1903 по 1909 г. — профессор философии и психологии ун-та Джона Хопкинса, где в организованной им экспериментальной лаборатории велись известные исследования времени "запечатления" и визуальных иллюзий, публиковались переводы и обзоры по новой эмпирической психологии. Однако с 1903 интерес Б. к эмпирическим исследованиям угасает. Он разделяет точку зрения У.

Джеймса, убежденного в неспособности бесчисленных психологических лабораторий решать серьезные психологические проблемы, и обращается к философскому и социологическому подходу в психологии. В 1903 г. Б. пишет полемические статьи о детском развитии и по проблемам социальной психологии. В последние годы работы в ун-те Дж. Хопкинса трудится над теорией, получившей теперь название "генетической эпистемологии". Хотя многие исследователи взглядов Б. на психологию считают, что он занимался возрастной психологией в современном ее понимании, в действительности он был движим фундаментальными философскими проблемами, в основном касавшимися приобретения знаний и типологии знания.

>Это привело его к эпистемологии, синтезировавшей законы индивидуального развития с эволюционными концепциями XIX века (биогенетический закон). Главным достижением Б. было введение понятия "круговой реакции", предполагающее, что между организмом и окружающей средой идет процесс непрерывной адаптации и взаимовлияния. Исходя из этого, Б. развил социальную возрастную психологию, даже более радикальную, чем принятую у Дж.Г. Мида и Ч.Х. Кули: "Индивидуум — социальный результат, а не социальная единица", — считал он. Эпистемология была описана им как "наследство социума", а мышление — как избирательный процесс, протекающий на основе социально определенных форм знания.("Genetic Theory of Reality", Plenum. 1915). Б. стоял у истоков развития социальной психологии в Америке: утверждал необходимость диалектического подхода к анализу духовного развития, т. е. изучению личности с социальной точки зрения и изучению общества с точки зрения личности; отмечал, что и социальная среда, и наследственность определяют уровень социальных достижений человека в данном обществе, т. к. в процессе социализации дети обучаются одинаковым вещам, всех учат одинаковым нормам поведения, моральным законам и т. п., но тем не менее у них могут проявляться различия в скорости усвоения знаний, в возможности адаптации к тем нормам, которые приняты в обществе и т. п.; доказывал, что процесс социализации влияет на формирование самооценки. ("Social and Ethical Interpretations in Mental Development". 1897). С позиций общественных норм и ценностей Б. рассматривал и такие понятия, как одаренность и гениальность.

Для него в исследовании одаренности важно было не только изучить интеллектуальные различия между нормальными и одаренными, но и проанализировать, насколько одаренность данного человека принимается обществом. Т. о., гений и общество должны быть согласны относительно пригодности и правильности новых мыслей, их соответствия общественным ценностям.

Исходя из такой оценки одаренности, Б. настаивал на необходимости общественного воспитания и обучения всех детей, в частности обучения игре. Он одним из первых отметил социальную роль игры и рассмотрел ее не только как форму "предупражнения", но и как инструмент социализации, подчеркнув, что она подготавливает человека к жизни в условиях сложных социальных отношений. Эти идеи Б. обобщил в трехтомном труде "Генетическая логика" ("Thought and Things or Genetic Logic", vol. 1—3. 1906—1911), где обосновал концепцию познавательного развития ребенка, стадии развития, влияние социального окружения на познавательное развитие ребенка. Его идеи оказали влияние на формирование концепции Ж. Пиаже, который обучался в Женевском ун-те у одного из ближайших друзей Б. — Э. Клапареда. В истории психологии Б. известен также как организатор науки: им основаны такие авторитетные издания, как "

;Психологическое обозрение", "Психологические монографии", "Психологический бюллетень" (совместно с Дж.М. Кэттеллом).

Изданный в 1901—1906 годах под его редакцией "Словарь философии и психологии" (Dictionary of Philosophy and Psychology". Vol. 1—4) был значительным научным событием того времени и неоднократно переиздавался. Научные труды Б. переводились на многие иностранные языки. Однако в 1919 г. его научная карьера нелепо оборвалась. Он переехал в Париж, был профессором Высшей школы общественных наук, но к концу жизни был совсем забыт психологами. Тем не менее последние споры о философских основаниях психологии возрождают интерес к его научному наследию. Кроме упомянутых Б. издал еще ряд фундаментальных трудов: "Mental Development in the Child and Race". 1895; "Handbook of Psychology" / Vol. 1—2, 1889—1991; "History of Psychology" / Vol. 1—2, 1913. В рус. пер. издано: "

;Духовное развитие детского индивидуума и человеческого рода. Методы и процессы", М., 1911; "Духовное развитие с социологической и этической точки зрения. Исследование по социальной психологии", М., 1913; "Психология и ее методы: психология генетическая, физиологическая, экспериментальная, педагогическая и социальная". Спб., изд-во "Вестник знания", б/г.

Л.А. Карпенко