Соционика и другие типологии

Соционика - наука или искусство?

Ангирасы

E-mail Печать PDF
Рейтинг пользователей: / 0
ХудшийЛучший 

Ангирасы

ангирасы (др.-инд. ángirs/as/, множ. ч.), в древнеиндийской мифологии класс полубогов, отличавшихся дивным пением, семь древних мудрецов, считавшихся сыновьями неба и богов (в частности, Ушас). В «Шатапатха-брахмане» говорится, что А. происходят от Праджапати.

Обычно же их отец — Ангирас. Поэты называют А. своими отцами (РВ I 62, 2; 71, 2; X 62, 2). А. упомянуты как отцы (класс отцов) вместе с Атхарваном и Бхригу.

С именем А. традиция связывает семью певцов, авторов IX мандалы «Ригведы». А. обновляют мир, обладают жизненной силой.Основной сюжет с участием А. — поиски коров и их освобождение Индрой из пещеры демона Вала (ср. III 31 и др.).

В некоторых версиях особая роль в этом эпизоде приписывается не Индре, а именно А.: они с пением нашли коров, проломили скалу и освободили их (IV 3, 11; I 62, 1—4) или же Брихаспати, один из А., бог молитвы, своим рёвом сокрушил Валу и выпустил коров (IV 50, 5). Тем не менее связь А. с Индрой несомненна: не случайно он называется «главнейшим из А.» (I 100, 4; 130, 3); иногда, впрочем, загон для коров открывает А. не Индра, а Сома (IX 86, 23).

Сома же жертвуется А. (IX 62, 9). А. принимают участие и в исходных сюжетах о нахождении коров Пани; солнца и утренней зари (I 71, 2); правильного пути (III 31, 5); света, священной речи, богатства и т. п.Из других мотивов существенны: нахождение А. спрятанного в дереве Агни (V 11, 6); связь первого жертвоприношения с А. (X 67, 2 и др.); Рудра — покровитель А., участвовавших в войне богов с асурами из-за Тары, похищенной жены Брихаспати (Вишну-пур.

IV и др.); Тваштар — спутник А., Яма и А., Ушас и А. и др. Происхождение образа А. и их имени в точности неизвестно, хотя на основании уподобления А. языкам пламени, вестникам, посланным на небо, продолжает пользоваться популярностью сопоставление их имени с греч.’άγγελος — «вестник» (ср. Ангелы).