Соционика и другие типологии

Соционика - наука или искусство?

Робеспьер (Бескова, Удалова)

E-mail Печать PDF
Рейтинг пользователей: / 0
ХудшийЛучший 

Описание Робеспьера от Любови Бесковой и Елены Удаловой

Робеспьер

Ирина

- Чем вы занимаетесь?

- Антиквариатом.

- А как вы сделали такой выбор? Что его определило?

- В моем случае это было просто хобби, просто какое-то увлечение. Потому что по первому образованию я инженер-строитель и никогда до зрелого возраста не занималась этим.

- А с чем именно вы работаете?

- С предметами искусства. Это пришло уже в зрелом возрасте, лет в 25.

- А как это началось? Вы что-то собирали?

- Ничего не собирала никогда, просто это всегда нравилось. Всегда хотелось бы иметь возможность что-то такое иметь. Я думала: "Вот висело бы у меня вот такое, вот было бы хорошо".

- А как вы это все оцениваете? Вас привлекает определенное качество?

- Нет, прежде всего "нравится - не нравится".

- Но для вас же имеет значение, какого качества антикварная вещь?

- Изначально это не имело значения. Просто нравилось.

- Вы собираете какой-то определенный век?

- Нет, у меня просто есть любимые предметы. Металл и ювелирные украшения, некованые. Бронза. Например, Фаберже очень нравится. Овчинников.

(Референтная сенсорика ощущений не позволяет дать развернутую информацию о качествах предмета, даже любимого, но диктует к ним детский, непосредственный интерес.)

- А по салонам, на выставки вы ходите?

- Хожу. И выставляюсь сама.

- Но выставку ведь нужно организовать. Это же не просто так вещи положить?

- Конечно. Это я умею. Я организую все это сама. Я устраиваю выставки своих предметов, которые принадлежат мне. Просто делаю стенд, выставляю коллекции.

- То есть вы и договариваетесь, и снимаете помещение, и сами платите?

- Да, все от и до. И сама продаю.

(Структурная логика как основа личности позволяет спокойно удерживать в голове все необходимые процедуры и успешно их проводить.)

- А как обстоит дело с договорами? Вы можете это взять на себя?

- Это вопрос для меня проблемный. Я все время хочу переложить это на кого-то. Если бы кто-то взял на себя договора... Эта область для меня - непосильный труд. Я прошу мужа подключиться к этому.

- А он помогает?

- Да, помогает. Вынужден.

- Во иногда он не подключается?

- Иногда не подключается.

- А что же в этих случаях?

- Тогда не подключается никто. Тогда приходится самой.

- Ну и как?

- Ну, пока не обманули.

(Из последней реплики ясно, что трудности с договорами связаны с неуверенностью в людях, которые могут обмануть. Ролевая этика отношений не позволяет быть в этом окончательно уверенной.)

- А у вас бывают предчувствия? Например, вам кажется, что с этим конкретным человеком не стоит иметь дело...

- Ну, наверное, несколько не так. Вообще предчувствия бывают. В отношении какого-то дела, может быть... Я чувствую, что вот это может не получиться, не стоит и делать.

- И предчувствие оправдывается?

- Да, ситуации не раз это подтверждали.

(Творческая интуиция возможностей активно используется, чтобы не втягиваться в неперспективные начинания.)

- А люди?

- Что люди?

- Чувствуете ли вы, что этот человек может вас надуть? Что в договоре выставлены не совсем честные условия?

- То есть чувствую ли я человека? Даже если я чувствую, я все равно ничего не найду в договоре. Но я попрошу кого-то, чтобы посмотрел. Но просто по человеку с первого взгляда я не могу сказать. С первого взгляда не могу.

- А знаете, бывает видно по человеку, что с ним нельзя дело иметь.

- Ну вот, может, таких я вижу. А у кого это завуалировано - не могу. Я их не чувствую.

(Ролевая этика отношений не позволяет положиться на собственные оценки по поводу людей.)

- А если вы что-то запланировали, а тут приходит подруга и говорит: "Давай мы лучше с тобой пойдем и поедим мороженого".

- Ну, я потом, конечно, переживаю. Стараюсь позвонить, что возможно, отложить. В принципе у меня не всегда так, что мне нужно что-то сделать именно в этот день. Могу сделать, могу - нет. Но я переживаю, если я не сделала и поддалась какому-то эмоциональному порыву и куда-то отошла в сторону и не сделала дело, то я страдаю. То есть до самого вечера, только когда уже поняла, что все пропало и я не успею никак, только тогда я могу расслабиться. А так буду в напряжении, что вот мне это нужно, а я не делаю.

(Суггестивная этика эмоций позволяет втянуть человека в эмоционально окрашенные действия даже вопреки его планам и представлениям о целесообразности.)

- А вы много приобретаете?

- В последнее время мне уже не хочется приобретать - с тех пор, как я выставляюсь сама и хочу продать свои предметы. Я перестала покупать. Я перестала видеть вещи. Я их просто не вижу. Мне кажется, цели изменились. Раньше была цель что-то интересное купить, а сейчас у меня цель продать.

(Ограничительная логика действий настроена на увеличение ресурса, а не на траты. Она легко перебивает слабую сенсорику ощущений.)

- А у вас есть своя комната, своя территория?

- Нету.

- Как же так?

- Ну, вот так получилось. Нету у меня своей территории. Нету своего угла.

- Может, у вас хоть стол есть?

- И стола нет. И кресла нет.

- Но кровать-то у вас есть?

- Кровать.

- Кто же это так распорядился вашей площадью? А нельзя просто всем им сказать, что вот эта комната будет моя.

- Пытаюсь я это сделать, но пока не получается. Так сложилось, что проблема своего угла, своей территории для меня очень важна, но...

- У вас маленькая квартира?

- Да. И мы там впятером. У нас еще двое детей.

- А ваши домочадцы перекладывают ваши вещи?

- Да.

- И вы это терпите?

- Я спокойна. Смирилась.

- А порядок навести? Сказать им?

- Нет. (Очень тихим голосом)

(Болевая точка - волевая сенсорика - не позволяет отстаивать свою территорию, причиняя массу переживаний по этому поводу.)

- А за детьми приходится ухаживать? Как вы с этим справляетесь? Не возникает у вас дискомфорт?

- Последнее время я мало занимаюсь детьми. С нами сейчас живет бабушка. И даже если они заболели, я могу спокойно их оставить и продолжать заниматься своими делами, даже если дети больны. Раньше такой ситуации не было, а сейчас - все в доме спокойно. То есть я могу быть на встрече, заниматься делами и не думать о том, что с детьми что-то не в порядке.

- А они у вас уже подросли?

- Они несколько подросли, хотя младшей еще пока 7 лет.

- То есть вы их здоровье не контролируете? Есть врачи, есть бабушка...

-Да.

- Но ведь бабушки часто распускают детей. Раз в неделю субботняя порка все-таки, по-моему, должна быть. Как вы считаете, нужно это?

- Бабушку пороть? (Общий смех)

(Творческая интуиция возможностей позволяет уйти от обсуждения неприятного вопроса по болевой волевой сенсорике через неожиданный поворот темы.)

- А мечта у вас есть?

- Мечта? Да, есть, но мне о ней говорить не хочется.

- Да это и не нужно. А планы на сегодня, на завтра?

- Да, планы есть, еще пока нечетко сформулированные, но есть.

- А вы расстраиваетесь, если планы рушатся?

- Да, расстраиваюсь.

(Рациональность проявляется в том, что планы, даже не четко осознанные, воспринимаются как опора.)

- А как вы любите отдыхать? Поехали бы, например, автостопом по Европе? Или не автостопом, а просто получить визы и выехать без программы.

- Да, без программы, получить визы и поехать - с удовольствием. Мечтаю о такой возможности.

(Творческая интуиция возможностей предпочитает строить собственные программы отдыха, а не подчиняться чужим.)

- Представьте, годовалый ребенок. Уже ходит, но слов не понимает. Приходит на кухню и у плиты включает все ручки. И уходит. Ваши действия? Как вы будете в этой ситуации себя вести? Как будете его воспитывать, чтобы он этого не делал?

- Никак не буду его воспитывать. Я просто буду возмущаться тем человеком, который следил за ребенком и не уследил.

- А если это вы?

- Значит, буду переживать, что я не уследила, себя ругать.

- Ну, а чего ругать-то. Делать что-то надо.

- Буду искать каких-то моментов по блокировке вот этих газовых ручек. Но ни в коем случае не буду трогать ребенка.

- Ну, вот вы все наладили, а он опять пришел и снова поворачивает все ручки. Надо что-то делать в этот момент.

- (После долгой паузы) Ну, значит, буду с ним ходить рядом, чтобы не крутил ничего.

- Ну, а представьте, вы ждете гостей очень важных. Вам надо что-то срочно миксером сбивать. А тут еще телефон. Много одновременных дел.

- Нет, когда ребенку один годик, я не буду ждать гостей очень важных и выбирать между ребенком и вот этими важными гостями, если у меня нет человека, который следил бы за ребенком.

- Ну, понимаете, ведь это для него достижение. Ребенок фактически проявил интеллект. Вы гостей позвали, а он вот в этот день вдруг научился это делать. И вот мы вам задаем такую ситуацию, что вам нужно сейчас, быстро что-то предпринять, а у вас руки заняты. Газ-то идет! Какие вы найдете слова доходчивые или веником его наказать, например.

- Как, для ребенка слова? Вы опять о ребенке? Ну, я вообще с ним никак не буду выяснять эту ситуацию. Он же проявил свои новые способности. Ну, так, наверное, и должно быть. Он растет и проявляет. Ну и пускай.

(Настойчивый уход от жесткого разрешения ситуации по волевой сенсорике. Попытки решить ее с помощью творческой интуиции возможностей.)

Любопытные моменты из других интервью людей этого типа

Дмитрий. Рациональная интроверсия проявилась в осанке, походке, манере сидеть и смотреть в стол, пока работали с другими. Человек не отвлекался, глаз не поднимал, спину держал прямо.

Интуиция показалась в первых же ответах, как отсутствие конкретных деталей, общие рассуждения, слабость кулинарных и территориальных заявок.

Логика была в подробных обстоятельных объяснениях и в выражении лица, когда ему предложили выслушивать жалобы приятеля о тяжелых отношениях с подругой. При возрастании бессмысленности жалоб выражение лица становилось все более критическим. Никакого сочувствия. Что дружно отметили этики.

Алексей. Интроверсия не вызывала сомнений - взгляд, сосредоточенный на собеседнике или на столе, ответы через погружение в себя, от первого лица.

Логика хорошо проявилась при объяснении того, как внимательно он учитывает интересы людей, как он знает, что надо сохранять хорошие отношения и т. п. На любой вопрос ответ начинался со слов: "Это будет зависеть от многих факторов. Если будет одно, второе, третье и настроение, то..."

Почему-то долго не видели рациональность. Хотя осанка, уточнение вопросов, развернутые многовариантные ответы были очень наглядны. Сбивала его готовность менять планы и делать несколько дел одновременно. Такова творческая интуиция возможностей этого типа. Наши МАКСИМЫ задумались.

Интуиция проявилась в готовности описать несколько вариантов любого ответа в зависимости от обстоятельств, в отсутствии агрессивной защиты территории. Как Виталий (ЖУКОВ) ни нагнетал ужасы внезапной перестановки мебели в комнате, Алексей не переходил от рассуждений к оргвыводам. Хотя сенсорика ощущений оказалась хорошо тренированной. Он уверенно сам себе покупает рубашки и утверждает, что на ощупь отличит хлопок от синтетики.

Такая уверенность сбивает. На самом деле нет способа проверить, как часто он ошибается, ведь жена его тоже интуитивна. Хорошо, что он обучен по 6-й функции. Это часто поддерживает самооценку.

Надя. Интроверсия была видна в позе и в прицельных ответах, в субъектном подходе, в очень узкой собственной территории - только стол в комнате и собственные платья.

Рациональность прошла в уточнении ответов, в отстаивании правил и взглядов на работу и развлечения, в последовательных и полных ответах.

Логика за ролевой этикой просматривалась плохо, но предпочтение конструктивных решений и объяснений все же проявилось.

Труднее всего было высмотреть интуицию. Ей не нравилась неопределенность и не нравилась грубость. Но действовать при неполных данных она все же решилась бы. А отстаивать свои интересы, если другой их явно игнорирует, - просто не смогла представить, как это. При этом на лице была написана полная растерянность и желание закончить разговор.

Костя. Интровертную логику все сразу отметили после первой фразы, когда он четко и последовательно ответил тому, кто задал вопрос, и уставился в стол до следующего вопроса.

Интуицию, а вернее, слабую сенсорику определили, когда он не ответил, что он будет делать, если в автобус войдет хулиган и будет ругаться, а Костя там с ребенком.

Наш ГАМЛЕТ немедленно заявил, что у Кости "какая-то задавленная волевая сенсорика". Ребята увидели, что вопрос принес ему дискомфорт.

Но мы обратили их внимание на неэтичность этого заявления. Слово "задавленная" само проходит по волевой сенсорике в негативном ключе. Его неприятно слышать о себе никому вообще, тем более РОБЕСПЬЕРУ или ДОСТОЕВСКОМУ.

А рациональность опять, уже с четвертым РОБЕСПЬЕРОМ в этой группе, ребята не усмотрели. Хотя Костя был вполне зануден, они купились на то, что он не строит планов или гибко их меняет. Такова творческая интуиция возможностей.

Хорошо, что можно было сравнить его речь с речью ГЕКСЛИ и ДОН КИХОТА. Антон (ДОН КИХОТ) так и высказался: "А зачем договаривать до конца фразу, если и так все ясно". Кому ясно, а кому нет.

Володя. Интроверсия проявилась сразу в прицельном общении, в паузах - глаза в стол, ответы от первого лица.

Рациональность прошла в уточнении вопросов, в полных ответах, в возвращении к предыдущему ответу, если разговор ушел в сторону.

Интуиция была несколько смазанной - прозвучало слово "авантюризм" с негативной окраской. Слово "риск" не вызвало интереса. Но слабая сенсорика была налицо: в комнате все можно переставить, ребенка наказывать нельзя - надо объяснять, даже годовалому и т. п.

Логика проявилась значительно позже. Сначала было много белой этики: он хорошо определяет отношения между людьми, считает, что прогресса гуманизма вроде бы нет. Но здесь его удалось втянуть в дискуссию, и стало понятно, что он опирается на доказательства, а не на свое видение.

Очень заметные следы ДРАЙЗЕРА в информационной структуре. То ли проблема выживания замучила, то ли мама-ДРАЙЗЕР так научила жить.

Вячеслав Иванович. Профессиональный психолог, он, ожидая своей очереди, пытался тестировать Олю (ДОСТОЕВСКИЙ) по своей системе.

Его спросили об этом, и все про него стало ясно. Рациональность, логика и интроверсия проявились в том, что он последовательно излагал свою теорию спросившему, не обращая внимания на остальных. Интуиция проявилась, как только речь зашла о том, чтобы приказать всем идти правильным путем. Он сказал, что такая его "субличность" сразу портила бы отношения с окружающими.

Полина (БАЛЬЗАК) никак не могла принять его логику. Пришлось обратить внимание ребят на то, что этика здесь корректируется в процессе общения с учетом настроения собеседника. И это считается гуманным учетом его состояния.

Но немыслимо себе представить, чтобы МАКСИМ или РОБЕСПЬЕР приступили к работе и потом, в процессе, корректировали и уточняли бы условия, на которых они работают. Даже Оля (ДЖЕК) сказала, что нет уж, все надо обдумать заранее.

Вот так и сильный этик - ему нечего корректировать, он просто не окажется в такой ситуации, чтобы ему пришлось менять свои отношения на ходу. Он заранее чувствует, как повлияет разговор на партнера. С этой целью его и затевает.

Павел. Он стал так подробно отвечать на первый вопрос о своих занятиях, что через минуту все хохотали в голос. Поскольку ему это совершенно не помешало закончить рассказ, были установлены логика, рациональность, интроверсия.

К сожалению, его опыт преподавательской работы был принят за деклатимность. Но рассказ о том, как его в детстве интересовали география и астрономия, и как он сегодня путешествует по всему свету, и как не боится насилия, потому что его что-то ведет по жизни в обход несчастий, не оставили сомнений в его типе. Роберт (РОБЕСПЬЕР) как-то сразу его почувствовал. А БАЛЬЗАКИ оба просто веселились на всю катушку. Сенсорики (они у нас этические) удивлялись, что то, о чем было написано в конспектах, так буквально происходит в жизни.

Дмитрий У. Тихий, интровертный, логичный, очень умный - занимается исследованием людей радиологическими методами. Врач-кардиолог. Сомнения возникли только с рациональностью - слишком коротки были его точные ответы. Но он подробно изложил, как он выбирал свое образование, и это все прояснило. Наши РОБЕСПЬЕРЫ нашли несомненное сходство подходов.

Евгений. Он нас порадовал тем, что сразу начал рассказывать о себе с самого начала. Техническое образование, законченные фразы, подробные объяснения - все выдавало рационального логика. Худой, узколицый, разговорчивый, с широким обзором информации, он был весьма похож на ДЖЕКА. Но его концепция о том, что никто никем не управляет - и не надо никем управлять, насторожила народ. "А как же ответственность?" - спросил Дима (БАЛЬЗАК). "А нет никакой ответственности у человека, потому что все в руках высших сил", - ответил сотрудник Минатома. Это было неожиданно... Вот она, четвертая волевая сенсорика в действии. Все согласились, что Женя - РОБЕСПЬЕР. Тем более что он был очень похож на Роберта (РОБЕСПЬЕР), который по такому случаю снял очки и раскланялся.

Характерные высказывания людей типа РОБЕСПЬЕР

Как я готовлю. Когда в процессе работы наступают естественные паузы. Ведь существует абстрактное время ужина...

* * *

Откуда я знаю, что этот водитель повернет направо? Нет, на фары смотреть нельзя - часто зажигают одну, а едут в другую сторону. Есть четкие признаки, куда он поедет... Есть... Ну, если недели две поездить, любой будет понимать.

* * *

Если я прихожу домой, а там мебель переставлена, то первое, что я подумаю, что ошиблась адресом.

* * *

Больше всего я не люблю, когда ограничивают человеческую свободу.

* * *

Если документ важный и в единственном экземпляре, то с ним ничего не может случиться - он лежит в недоступном месте.

* * *

Да, мой внутренний голос всегда мне говорит: "И на фига ты это делаешь?"

(С) Любовь Бескова, Елена Удалова "Уроки соционики, или Самое главное, чему нас не научили в школе"

Обсудить статью на форуме

 

Новые статьи: